Oct 15, 2024 15:55
И снова про театр
Багдадский вор и черная магия, режиссер Е. Перегудов, театр им. Маяковского
Это детский мюзикл, они там указывают 12+, но мне кажется, это нормальные такие уверенные 6+, подростку будет скорее скучновато. А вот ребенку, которому трудно высиживать спектакль молча и не дергаясь, как раз самое оно - там много всякого задорного интерактива. Вообще, есть такие детские спектакли, которые хочется пересмотреть без детей в зале, а есть такие, где дети в зале нужны, чтобы визжали, пищали, кричали «это не Фатима!», швырялись разными брошенными в зал со сцены предметами, далее везде. Багдадский вор - явно и отчетливо из вторых.
Это мюзикл каких-то советских времен, у меня даже есть смутные воспоминания, что какие-то песни из него я слышала в детстве. Насколько я понимаю, в исходнике ничего не меняли. Честно говоря, именно этот исходник меня совершенно не восхитил. Во-первых, какое-то время я слушала много французских мюзиклов, и у меня в голове сложилось представление, что в хорошем мюзикле проговариваемого текста или нет совсем, или абсолютный минимум, все, что должно произойти, происходит в самих песнях. Так что, когда я сталкиваюсь с мюзиклом, где вся история проговаривается текстом, а песни втыкаются тут и там скорее для общего оживляжа, мне сразу кажется, что это халтура. То есть, я в детстве, конечно, слушала пластинки, и там было именно так, история, разбавленная песнями, возможно, написанными вообще никаким боком не для этой истории, но взрослой такое как-то не люблю. Я понимаю и что, возможно, тут так принято, и что, может быть, детям как раз нужно, чтобы им больше словами говорили, что происходит, и что вообще это моя личная заморочка, может, кому-то как раз нравится, чтобы говорили, но вот извините, у меня так. Ну и, я ничего не понимаю в музыке и стихосложении, но в этом произведении музыка мне понравилась, а стихи показались написанными левой пяткой на отвали, дети схавают.
А сама постановка понравилась. Нарядно, весело, очень клевые спецэффекты, актерская игра хорошая, музыка, опять же, задорная. Первый акт скорее нейтрально неплохой, второй правда все отжигали.
В целом, мне кажется, хороший спектакль, чтобы сходить с детьми.
***
9 ряд, 10 и 11 место, МХТ
Представьте себе, поднимается занавес, а на сцене рядом сидят Наталья Тенякова (1944 год рождения) и Станислав Любшин (1933 год рождения). На тебя просто сразу со сцены веет историей.
Это очень славный спектакль о театре. И о театре вообще, и об этом конкретном. Он состоит из скетчей о разных людях и разных эпохах. Там и Станиславский - то ли живой, то ли призрак, живущий в театре, и смерть Сталина, и режиссер, ставящий «Три сестры» в наше время, и самые разные зрители, приходящие в театр, и капельдинеры, и рабочие сцены - калейдоскоп, показывающий театр очень живым и очень объемным. Скетчи переплетаются друг с другом, как театр вплетается в жизнь разных людей. Театр там - не светящийся нездешним светом храм искусства, куда ходят по большим праздникам, разнообразно подготовившись и облачившись в нарядное, а дом, теплый и добрый, место, куда идут в горе и в радости, в болезни и в здравии. Наверное, кого-то может покоробить, что и Станиславский залезает под стол, и режиссер психует, прямо как живой человек, и рабочий вот прямо на этих подмостках, которые помнят, как Станиславский залезал под стол, ест шаурму, и зрители в зале вместо благоговения обсуждают, как завтра с утра пойдут и купят обои, мне же это оказалось очень созвучно. Он правда какой-то очень уютный и добрый.
Говорят, его по всяким театральным чатам раскритиковали вдоль и поперек. Мне кажется, ругаться на этот спектакль - все равно, что пнуть котенка. И, если подумать, не только эмоционально, но и потому что, понимаете, котенок - не овчарка, он тебе ничего не сделает в ответ. Когда спектакль - какая-нибудь матерая классика, да с вставленными цитатами и отсылками, да с намеками и символами, да с двойным и тройным слоем смыслов, самоутверждаться об него может быть несподручно. Напишешь вот так, что и спектакль дурацкий, и песня у них там глупая, а тебе ответят, что сам дурак, это Аполлинер. И, вроде как, ты в своем праве не любить Аполлинера, и человек, не опознавший Аполлинера, имеет право на свое мнение о спектакле, но пафос момента безнадежно утерян. Ну его лучше. А этот спектакль - он простой. Он вот просто какой есть, без пафоса, без дополнительных доньев, без сложных многоходовых отсылок, без тяжеловесной морали в конце. Совершенно не тот спектакль, на который идут почувствовать свою принадлежность к интеллектуальной элите, смотрящей всякое умное, наоборот, тот спектакль, на который можно привести никак не подготовленного человека, хорошо и приятно провести вечер. Просто милый, славный, местами забавный, местами трогательный спектакль. Как бы самоутверждайся - не хочу. Ну если вдруг тебе очень нужно, чтобы все вокруг увидели, как очень сильно тебе хочется самоутвердиться обо что-то милое и доброе. Мало ли, у людей бывают самые неожиданные потребности.
А спектакль - хороший.
***
Небо позднего августа, режиссер П. Шерешевский, гастроли Омского театра драмы
Такой очень спектакль Шерешевского: экран для крупных планов над сценой, декорации, легко и непринужденно не меняясь изображающие сразу несколько разных мест, интересные и неожиданные музыкальные вставки.
Это три переплетенные, но так и не соединившиеся в одну истории: в 2019 году семья скорее из простых, на даче собирается корчевать старую яблоню, в 2020 году мается, гуляет с собакой и пытается хоть как-то разобраться в себе такой, вроде бы, средней руки бизнесмен, в 2021 году не слишком успешный музыкант решает уйти из шоу-бизнеса. Много среднерусской тоски, кризис среднего возраста и ощущение надвигающегося переломного момента, когда человек внутри своей жизни уже не совсем здесь, но еще даже не решил, а где будет следующее там. У меня в процессе в целом, честно говоря, не смотря на огромную любовь к Шерешевскому, красивые декорации и отличную актерскую игру, было скорее ощущение, что мне не очень нравится, просто потому, что я этой среднерусской тоской сыта по горло по жизни, но мы с Ксой вышли из театра, и начали обсуждать и делиться впечатлениями, и стало понятно, что я залипла намертво - невозможно не думать, а что у всех этих людей было раньше, а что с ними случилось потом, как они вообще, хоть бы как-то дали знать, что ли, все-таки свои люди, я за них переживаю. С этим вот бизнесменом-недотыкомкой я бы, наверное, дружила - ввязываться в отношения с ним ну его, а вот гулять с ним по этому его полю с его собакой и трепаться за жизнь, наверное, должно быть хорошо. И друг музыканта этого тоже славный, с ним бы я тоже дружила. Словно тебе дали заглянуть в чужую жизнь, и она теперь немножко твоя.
И вот, вроде бы, правда про жизнь, даже где-то и с некоторой социалкой, и жизнь не сказать, чтобы безоблачная, и герои и пьют, и ругаются, и физиология на сцене всякая разная, как в жизни, и все равно у меня ощущение спектакля, сделанного совершенно без грязи. И вроде у людей проблемы, кризис, драма и разборки - но без надрыва, без кромешного мрака. Кажется, у них все будет хорошо. Ну, то есть, насколько оно вообще может быть хорошо.
театр