Jul 23, 2023 15:05
Вдруг вспомнила, как году так в 2018 или раньше, в общем, совсем до всего, кто-то спросил в фб, что а вот если вдруг апокалипсис, какие ваши умения и навыки пригодились бы человечеству. Я тогда ответила, что могла бы в убежище рассказывать людям про плюсквамперфект, чтобы все поняли, что не так уж и страшен этот апокалипсис.
Ирония заключается в том, что вспомнила я об этом непосредственно во время урока с украинскими ученицами.
***
С другой ученицей строим придаточные времени, в том числе относящиеся к будущему, предлагаю придумать свои примеры. Ученица отвечает, что ей это сложно придумать, потому что будущее? Какое будущее? Я вот не могу себе представить, что будет, например, осенью. И будет ли она вообще, осень. И я понимаю, что да, действительно, ну какие тут примеры, когда не понятно, будет ли вообще осень. И привычно накрывает и затягивает осознанием, что впереди - пустота, что невозможно выстраивать у себя в голове какую-то перспективу, не то, что строить планы, а хотя бы представлять, что будет. Если позволить себе погрузиться в это ощущение, то хоть ложись и сразу помирай, потому что все теряет смысл, не понятно, зачем это все, если дальше все равно ничего не будет. Но тут вспоминаю: "Так, стоп. Что значит, не будет осени? У меня на 30 сентября билет на Один день в Макондо. Так что уж извольте, как минимум до этого момента мир обязан простоять. И на октябрь уже есть пара билетов, и несколько идей. Придется выжить."
***
Я-то думала, что июль-август, пока театры на каникулах, не буду покупать билеты, буду экономить и откладывать. Но что-то пошло не так.
***
Еще про учеников, раз уж начала. Существует очень распространенное убеждение, что чем человек старше, тем тяжелее ему даются языки, а с какого-то возраста и вовсе бессмысленно даже и пытаться, все равно ничего не получится. Так вот, вероятно, если сравнивать человека с самим собой, в 50 ему действительно сложнее учиться новому, чем в 20 (хотя у меня по этому поводу тоже есть несколько мыслей). Но вот, например, у меня есть ученица, которой я не помню точно, сколько лет, но точно ближе к 70, чем к 60. Она учила немецкий в школе, а после этого вообще совсем им не занималась, и другими иностранными языками тоже не занималась, английский совсем не знает. И что вы думаете? Занимается ничуть не хуже других, пожалуй, даже получше многих. Я обычно не сравниваю учеников между собой, потому что а смысл, но если бы вдруг, пожалуй, она бы определенно оказалась в более сильной половине. То есть, вот вообще возраст не мешает. То есть, нельзя исключить, что если бы она взялась изучать немецкий 40 лет назад, она бы была вообще звезда, но на самом деле далеко не факт. Как-то меня это очень радует.
***
Вообще про возраст. Мой папа умер, когда ему было 50, а мне 23. Т.к. я всегда была папиной дочкой, и я на него похожа и телосложением, и, вроде бы, всякими особенностями организма, как-то я в тот момент для себя решила, что и мне жить примерно столько же. То есть, ну чего тянуть-то. Нет, я, конечно, понимала, что 50 лет по нашим временам не тот возраст, в котором принято умирать - ну как минимум было очевидно, что родители моих друзей на тот момент в большинстве своем были живы, и все знакомые говорили "ах, какой молодой", но все равно, казалось, что это уже весьма и весьма почтенный возраст, и все, чего можно достигнуть, уже достигнуто, и дальше ты уже доживаешь, занимаясь преимущественно огородом, постепенно все больше окукливаясь и теряя интерес к миру. Так что, с одной стороны, действительно рановато, а с другой - ну а зачем, положа руку на сердце, такая жизнь? И вот я вдруг оглядываюсь по сторонам, и обнаруживаю, что мне самой уже хорошо за 40, и у меня полно подруг, приятельниц и знакомых разной степени близости, которым 50 и за 50, и они активно интересуются миром, и выходят в очередной раз замуж, и заводят себе новые хобби, и экстравагантно одеваются, и радуются жизни больше, ярче и осознаннее, чем я могла себе представить в мои 20.
***
И еще про работу. Я фрилансер уже лет 10, первые полгода были так себе (хотя там были разные сопутствующие обстоятельства), но с тех пор я в этой роли освоилась, обжилась, и чувствую себя в ней очень хорошо. Зарабатываю я не с ума сойти сколько, но, пожалуй, побольше многих, с точки зрения стабильности тоже как-то получается понадежнее, чем у тех, кого могут вдруг уволить. Ну и чтобы у меня, взрослой самостоятельной женщины, вдруг объявился начальник, который бы вдруг имел свое мнение по поводу того, когда, что и как мне делать, или выражал претензии по поводу опозданий и прочей дисциплины? Коллеги, с которыми надо договариваться по поводу душно или дует или еще какой-то мутной хрени? Полный бред. Просто не могу себе такое представить. Если подумать, меня вполне можно демонстрировать в качестве образца довольного жизнью фрилансера. И вот при этом если вдруг кто-то из работающих где угодно в офисе знакомых мне говорит, что надоело работать на дядю, хочу попробовать что-то свое, я немедленно вскидываюсь и начинаю паниковать: да ты что? да как? да это же так страшно! да это же нестабильно! да как вообще так можно?! И ведь нельзя сказать, чтобы я не верила конкретно в этих людей, или верила в них меньше, чем в себя. Просто как-то я вообще не соотношу эту идею с собственным опытом.
***
Ходили в театр hd на спектакль мастерской Фоменко "Сон в летнюю ночь". Очень красиво и очень смешно. Не понимаю, почему в театр hd ходит так мало народу - в зале было от силы человек 10. Да, я понимаю, что смотреть спектакль в кино это совсем не то же самое, что по-настоящему пойти в театр, но ведь и цены совсем другие. Я посмотрела, в мастерскую Фоменко цены на билеты начинаются от 10 тысяч, а в кино - 500 рублей. Опять же, тут тебе и крупные планы, и возможность посмотреть постановки, скажем, Глобуса, и других театров, в которые так запросто не попасть, или спектакли, которые в театре больше не идут. И даже попкорн можно есть в процессе. Милое же дело. А народ не ходит.
(цитата для своих: "Хорошие помидорчики, а ты не жрешь")
***
Надо бы еще купить себе дополнительно к театральному биноклю, приобретенному сразу после первого Кинастона, и оказавшемуся самой полезной инвестицией прошлого года, нормальный полевой бинокль, для походов в те театры, где билет в первые ряды совсем не укупишь, вот что. Отобьется примерно за один раз.
преподавание,
мысли