Сербский писатель Бранислав Нушич пошел в школу году так в 1871, еще под турками. Однако, с начальным образованием тогда получше дело обстояло:
"Но в целом с азбукой мы справлялись довольно легко благодаря методу, который применял наш учитель. Обычно он начинал так:
- Милан, видел ли ты когда-нибудь жабу?
- Да, господин учитель!
- Помнишь ли ты, как она выглядит?
- Да!
- А ты помнишь, что у нее вверху голова, внизу хвост, а по бокам четыре ноги, две протянуты вперед и две назад?
- Да.
- Похоже? - спрашивает учитель и пишет мелом на доске букву Ж, которая и в самом деле всем нам казалась жабой с головой, хвостом и четырьмя ногами. Благодаря такому методу мы очень быстро запомнили букву «Ж».
Точно так же учитель нашел сравнения и для всех других букв: Б, например, колотушка, которой цыган ударяет в бубен, Г - виселица, О - дыра, Ш - забор вокруг фруктового сада, Т - вешалка, X - козлы для распилки дров, У - вертел, Д - турецкий нужник, а Ф - тетка Перса, жена школьного сторожа, которая без конца кричала на нас, уперев руки в бедра, чем и напоминала букву Ф.
А когда мы все это запомнили, нам уже ничего не стоило написать на доске любое слово.
- Йован, напиши слово «бог».
Йован, конечно, смущается, а учитель подсказывает:
- Колотушка, дыра, виселица.
И тотчас слово появляется на доске.
- А теперь ты, Пера, напиши слово «дуд». (тутовник на сербском)
Пера, конечно, тоже смущается, а учитель подсказывает:
- Представь себе ягненка на вертеле между двух турецких нужников.
И Пера тотчас же вспоминает и пишет заданное слово.
Так мы учили и, наконец, выучили всю азбуку.".