Тихий шедевр, часть вторая. "Скупщики перьев".

May 06, 2013 08:52

Вы не поверите, но когда Эмир Неманьевич Кустурица еще ходил в школу и клянчил у родителей фотаппарат "Смена", в Югославии уже умели снимать хорошее кино. О цыганах и домашней птице.
Вы не увидите здесь фантазийных декораций и неуместного грима - только натура, только хардкор аутентика.
Вы не услышите здесь разухабисто-декоративных балканских оркестров - только подлинные цыганские мелодии и сербское духовное пение.
Вы не оцените этот фильм по достоинству, если не умеете смеяться сквозь слезы.
Итак, "Скупщики перьев" режиссера Александра"Саши"Петровича.
Для начала - самопальный маленький ролик (всего 1:20).

image Click to view



Про что кино? Югославия, регион Воеводина в Сербии, 1960-е. Два цыгана - Боро и Мирта скупают перья (для перин) у населения. Боро - редкий раздолбай, да и Мирта недалеко ушел, зато у него подрастает падчерица-красавица, Тиса. А Боро на девушку глаз положил, несмотря на то, что дома у него полный комплект - жена с трубкой в зубах, кучка сопливых цыганят и телевизор трудной судьбы. "Спрячь за высоким забором девчонку - выкраду вместе с забором" - подумал Боро и увел уже замужнюю, но еще не венчаную Тису под венец. У Мирты в то же время были свои планы и на Тису, и на скупку перьев в регионе. А юная Тиса, наслушавшись россказней местечковой шансоньетки, этакой Кармен с пластмассовым цветком в вороной гриве, мечтает о Белграде и карьере певицы...


Почему смотреть? Редкое ощущение подлинности происходящего. Да, сюжет не ахти и финал предсказуем, но где вы еще увидите цыганскую свадьбу и мадъярские похороны в одном фильме? Лучшая роль Бекима Фехмиу (Боро) - большого актера с трагической судьбой. По маскулинности в "Скупщиках перьев" он превзошел Бельмондо, а по умильности (о, эти невинные глаза с детскими ресницами!) - Траволту в "Криминальном чтиве".


Эпизод, гда Боро разбивает стаканы, должен войти во все антологии мирового кинематографа - вроде ерунда, пьяный цыган буянит в кабаке, режется в кровь (а в голливудском кино народ убивают пачками, реки крови - и ничего!) - но больно, ах, как больно.... Режиссер А.Петрович рубит с плеча  - ошеломляющие портретные планы непрофессиональных актеров, как в документальном кино, игра контрастов: белые гуси в непролазной грязи; сытые городские люди, наведывающиеся к цыганам за барахлишком; Тиса в линялом платочке и драном, с чужого плеча, пиджаке разглядывает глянцевые фотографии конкурса красоты; милиционеры при всем параде идут меж цыганских развалюх, ищут Боро - а тот, оставив табор утопать в грязюке, ушел в небо...


В эту грубую ткань повествования виртуозно вплетены тонкие лирические нити - прекрасна ключевая сцена фильма, где Боро выбрасывает перья из машины - это он не перья пустил по ветру, а свою пропащую жизнь. Иногда фильм критикуют за издевку над православной церковью - лично я, ничего, кроме почтения, не увидела. А вот иронии в адрес отдельных служителей культа хоть отбавляй - иегуменья-выжига, а отец Пайо..."Оскара" б ему, за роль второго плана, особенно за сцену венчания, обхохочешься.


Отдельным достоинством фильма является музыка, точнее, ее отсутствие - нет специально написанного саундтрека, а вот цыганские песни, исполненные Оливерой Катариной (певица Ленча) давно уже стали классикой жанра. Номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»(за лучший фильм на иностранном языке), награда Каннского фестиваля.


Аналоги? "Время цыган", "Черная кошка, белый кот" (если посмотрите "Скупщиков", то поймете, насколько беспомощен и вторичен Кустурица), "Табор уходит в небо", "Мальчики" В. Германики (документальный, жесть).


Скачать? А тута! Песни есть здесь.

ЗЫ. Фильм снимали в разных городах и селах Сербии. Ресторан, где поет красотка Оливера Катарина, и где Боро бил стаканы, снимали в кафане "Крагуевац" в г. Панчево. Вот так кабак выглядит снаружи:


Посмотревших прошу отписываться в комменты о впечатлениях.

обзор, Балканика, кино, архивное

Previous post Next post
Up