Сегодня мне посчастливилось побывать на встрече с Леной Даниловой - она проводила открытую бесплатную лекцию на тему "Раннее развитие ребёнка" в йога-центре Евгении Ионел. На семинаре присутствовал и Сергей Мокан - основатель и преподаватель авторской школы в Ставченах,
о которой я однажды писала в блоге, но о нём позже. Сейчас хочется поговорить именно о Лене Даниловой. Об этой удивительной женщине, маме пятерых детей, авторе многочисленных книг о раннем развитии, изобретателе детского спортивного комплекса "Ранний старт", я узнала полтора года назад, купив её энциклопедию развивающих игр от рождения до семи лет. Я была в восторге от этой книги и
рассказывала вам об этом. Позже мы приобрели и "Ранний старт", который до сих пор выручает, особенно в холодное время года и дождливую погоду, и об этом детском тренажёре
я тоже в своё время тут писала. Также я читала интервью с Леной Даниловой, заходила на её персональный сайт и форум, смотрела бесплатные вебинары... В общем, прийти на встречу с Леной мне было очень интересно.
Беседа превзошла все мои ожидания. Я по-новому взглянула на некоторые вещи, что-то услышала впервые, в чём-то убедилась в очередной раз. В общем, два часа оказались для меня лично весьма плодотворными. Думаю, многие мамы из тех, кто был в этот день у Жени в центре (а зрителей было несколько десятков), испытали те же чувства. Некоторые мысли хочется привести в этой небольшой заметке - для тех родителей, кто по разным причинам отсутствовал на сегодняшней встрече, потому что в словах Лены Даниловой было много мудрости и истины. Всё-таки, вырастить из пятерых детей талантливых, самодостаточных личностей дорогого стоит, и этот опыт бесценен. К сожалению, диктофона у меня не было. Всё нижеперечисленное буду писать по памяти, так что это не цитаты, но приближённые к ним тезисы.
Про раннее развитие
Раннее развитие и раннее обучение - разные вещи, и их часто путают. Раннее обучение к ранеему развитию не имеет никакого отношения. Показывать ребёнку карточки, буквы, геометрические фигуры с рождения, учить его читать и писать "с пелёнок" - это раннее обучение, и оно малышу не нужно. К семи годам ребёнок сам всё это будет знать, но первые три года чрезвычайно важно посвятить именно раннему развитию - потому что если время упущено, с трёх до семи лет ещё можно кое-как восполнить этот пробел и наверстать столь важные вещи, но после семи лет это сделать уже невозможно. Итак, в чём же заключается раннее развитие. Первое - физическое развитие: от раннего плавания до прыгунков. Все виды физического развития нужно дать ребёнку! И полазние, и гимнастику, и тот же "Ранний старт", и лазание через всевозможные препятствия, мячи, ракетки, турники - словом, все силы бросаем именно на физическое развитие малыша, т.к. именно через него в этот период жизни развивается мозг. Причём если ребёнок залез на спорткомплекс, нужно дать ему самому возможность сообразить, как оттуда слезть, а не поспешно снимать своё чадо с турника. Второе - развитие речи. Словарный запас у ребёнка, с которым много говорили с рождения, которому читали книги, куда богаче чем у того, кто был этого лишён. Третье - творческое развитие. Это рисование, лепка, оригами и вообще все виды творчества. Как развивать творчество у ребёнка? Если мы садимся, рисуем солнышко и говорим, чтобы малыш нарисовал так же - это мы его обучаем, и кроме как к тому, что ребёнок будет чувствовать свою никчёмность (потому что он не может нарисовать солнышко, зайчика и т.д.), это ни к чему не приведёт. Что же делать? Берём карандаши, садимся и просто рисуем вместе с карапузом, просто создаём ему среду. Или берём пластилин и лепим, показываем, что в принципе можно из этого материала сделать. Восковые мелки, просто мелки, карандаши, точилка, ножницы, бумаги всевозможных фактур - всё это должно быть у вашего малыша непременно!
Про развивающие игрушки
99% всех развивающих игрушек - разводка для родителей, способ выкачать из них деньги. Лучшая развивающая игрушка - это глина или пластилин, из него можно слепить всё, что угодно, а потом с этим играть, придумывать, это развивает воображение ребёнка. Пуговицы, бусинки, тряпочки, ленточки, камушки, крышечки, шишечки, каштанчики, бумажечки и прочий "хлам" - вот ещё отличные развивающие игрушки, с которыми карапуз сам придумает, что делать. Но и обычные игрушки у малыша, кончено, тоже должны быть. Например, несколько кукол и машинок - игрушки, с которыми он сможет разыгрывать сюжетно-ролевые игры.
Про развивающие центры
Сейчас они очень модны. Но именно слово "мода" и определяет их. То, чем занимаются в таких центрах, имеет отношение к раннему обучению, но не к раннему развитию. Социализация? Сейчас на ней все сошли с ума. До трёх лет ребёнку кроме мамы никто не нужен. Если папа принимает участие в воспитании - это отлично, если нет, мамы достаточно. Выйти во двор поиграть в песочнице - это и есть социализация. Очень хорошо иметь друзей, которые приходят в гости, и ты объясняешь ребёнку, что это твой друг, а через две недели ты идёшь к нему в гости. Этого достаточно для социализации.
Про мультфильмы
Чем позже ребёнок их познает, тем лучше. Лучше, чтобы в доме вообще не было телевизора. И лучше смотреть мультики не просто так, а с какой-то обучающей целью. Не помню, с каким именно ребёнком, кажется, с младшим, Лена начала смотреть мультики в 3,5 года, по пять минут и то не каждый день. Это были обучающие мультики на испанском языке (они тогда жили в испано-говорящей стране). Смотрели мультик, разбирали непонятные слова, смотрели ещё раз для закрепления и всё. Потом, кончено, они пересмотрели советскую классику мультипликации, каждый раз обсуждали сюжет, тоже учили незнакомые русские слова, понятия... А не так, что ребёнок смотрит и половину увиденного не понимает. И мультики со стрелялками - однозначно нет.
Про детский садик
Он не нужен. Ни один ребёнок Лены не ходил в детский сад. Когда ребёнок вырастает, родители часто возмущаются: "В кого он такой вырос?!" Да в тётю Мотю из детского сада, вот в кого! "Я не верю, что мама до трёх лет не может не выйти на работу. Я не верю, что мама даже до пяти лет не может не выйти на работу. Зачем рожать ребёнка, если вы не хотите им заниматься?" - сказала Лена. Не надо жить ради ребёнка и быть для него клоуном. Тогда ребёнок подрастёт и будет всегда ждать, чтобы его развлекали: показывали карточки, танцевали, показывали книжку... Если мама что-то делает: готовит, вяжет крючком, шьёт, пусть малыш смотрит и тоже пробует делать. Пусть он вовлекается в жизнь родителей. Если родители ходят в походы, путешествуют, пусть берут с собой малыша. Это для него прекрасное развитие!
Про воспитание мальчиков мамами
Есть семьи, где мама растит мальчика одна. Она может вырастить из него хорошего человека, но этого недостаточно. Мальчику нужен контакт с мужчиной. Причём важна не продолжительность контакта, а его качество. Нужно найти какой-то кружок или спортивную секцию, которую будет вести именно мужчина. Даже если этот учитель будет немногословен, главное, чтобы мальчик просто видел, как ведёт себя мужчина в разных ситуациях. Это очень важно.
Про бабушек
Если родителям сложно найти с бабушкой общий язык, нужно объяснить ребёнку, что по этим правилам мы играем только у бабушки. Общение с бабушками и дедушками важно для всех (и для них, и для внуков), поэтому нужно свести к минимуму разногласия, на время общения соглашаться на их условия, а в крайних случаях или чрезвычайных ситуациях просто под каким-то предлогом забирать ребёнка и уезжать домой (если бабушка или дедушка категорически отказывается выполнять просьбы родителей).
Про учёбу
Первый год или два обучения в школе ребёнку можно напоминать про то, что нужно делать уроки, но нельзя его заставлять учиться. Ребёнок должен сам осознать, что ему это нужно. Талантливые, развитые дети зачастую неудачливы в школе и институте, зато они удачливы потом в жизни. Они знают, чего хотят, не боятся пробовать, искать себя, они более самостоятельны. Не надо торопиться отдавать ребёнка в секцию, если он сам не попросит. Не надо заставлять его учиться музыке, если нет желания. Если ребёнок ненавидит музыкальный инструмент, если его бьют нотами по рукам, какая музыка? Вообще всегда надо идти на учителя. Найти хорошего педагога, тренера, и к нему идти. Он сможет заразить ученика своей любовью к делу. Это педагоги от Бога. Также нужно учитывать то, что дети часто перерастают тот или иной интерес. Если у школьника год или два получается решать сложные задачки по математике, не спешите переводить его в математическую школу, через некоторе время интерес к математике может угаснуть бесследно. Это касается и рисования, и спорта, и всего. А бывает, что проходит время, и у ребёнка опять появляется желание заниматься тем же делом. Запомните, что ребёнок никому ничего не должен. Ему надо дать возможность выбирать то, что он хочет, что ему интересно.
Про жизнь в деревне
В самом конце я подошла к Лене и задала вопрос про нашу ситуацию. Как в деревне дать ребёнку столько для развития, чтобы не обделить его (у нас нет здесь кружков, бассейнов, развивашек и всего того, что есть в городе)? "Используйте то, что есть у вас: двор, физическое развитие, всякие лазалки, что-то придумайте для него. Потом можно играть с глиной на улице. Вы ещё можете что-то сажать, наблюдать за тем, как оно растёт. Наблюдать за животными всякими... Сколько ребёнку лет?" "Два года", - ответила я. "Вообще не парьтесь, - посоветовала Лена. - До пяти лет никуда ездить не нужно. В пять - пять с половиной лет два раза в неделю будете возить сына в какие-то кружки, поближе к вашей деревне. Дорога для ребёнка - это очень сложно. И всё будет нормально".
Как здорово! Я интуитивно так и думала! Вообще на встрече с Леной Даниловой я услышала многие вещи, о которых интуитивно знала, к которым шла по наитию. Для меня было, конечно, очень важно осознать, что я иду верным путём,что сердце мне подсказывает правильно. Ну и книги по воспитанию ребёнка, прочитанные за это время, тоже стали хорошим подспорьем. Словом, я вдохновлена и счастлива. Теперь хочется ещё больше путешествовать, хочется дать Серафиму ещё больше свободы в познании мира (больше пачкаться, играть в грязи, в воде, что для некоторых мам вообще неприемлемо) и хочется найти своё дело, которое я смогу гармонично сочетать с воспитанием сына, чтобы я могла творить, развиваться, работать дома, вырастив Серафима без детского сада и нянек.