Если вы все еще думаете, что мусульмане и Европа совместимы:

Aug 04, 2010 10:20

Датский психолог: «Интеграция мусульман в западных обществах невозможна»

EuropeNews 31.03.2009

Интервью взял Феликс Струнинг

Публичное обсуждение проблем интеграции мусульман в Дании началось в 2006 году, когда газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур на пророка Мохаммеда. Ровно два года спустя разразился новый бунт, связанный с перепечаткой карикатур Мохаммеда всеми крупными газетами Дании.

В настоящее время 70% заключенных в подростковой тюрьме Копенгагена - это молодые люди мусульманского происхождения. Является ли это недавней вспышкой жестокости, и общая тенденция к насилию среди мусульман случайна, или же здесь есть прямая связь?

В феврале 2009 Николай Сеннельс, датский психолог, опубликовал книгу под названием «Среди мусульман-преступников. Опыт психолога из Копенгагена». В своей книге Николай Сеннельс поделился психологической перспективой мусульманской культуры, раскрыл ее отношение к гневу, обращение с эмоциями, ее религию. Его исследование основано на сотнях часов терапии 150-ти молодых мусульман в копенгагенской подростковой тюрьме. EuropeNews взяли интервью у автора: о его книге и об оказанном ею влиянии на интеграцию мусульман в Европе.

EuropeNews: Николай Сеннельс, как возникла идея написать книгу о преступных мусульманах в Дании?

Николай Сеннельс: Эта идея пришла ко мне в феврале 2008 во время конференции об интеграции в Копенгагене, куда меня пригласили как первого единственного психолога, работающего в копенгагенской подростковой тюрьме. Мой доклад на конференции был определен фактом, что культура иностранца играет решающую роль в отношении интеграции , преступности и религиозного экстремизма. Я подчеркнул, что люди из исламской культуры обнаруживают сложность, если не невозможность, обустройства успешной жизни в Дании.

Это положение нашло огромное сопротивление среди датских политиков и даже моего босса из подростковой тюрьмы, в которой я работал. Я бы нимало удивлен, ведь тогда я думал, что моя точка зрения очевидна: некоторые культуры лучше сочетаются с западными обществами, чем другие. Сейчас вся Европа прилагает усилия для интеграции мусульман, но похоже, что это просто невозможно. В соответствии с данными датской полиции и датского бюро статистики, более 70% всех преступлений в столице Дании совершены мусульманами. Наш национальный банк недавно опубликовал отчет, гласящий, что исламский иностранец стоит в среднем более 2 миллионов датских крон (300 тыс. евро) федеральной социальной помощи, что обусловлено низким участием мусульман в рабочей силе. В довершение этого, мы добавили множество дополнительных социальных благ, которые могут получить безработные люди в нашей стране: расходы на связь с переводчиками, специальные классы в школах - 64% школьников, чьи родители являются мусульманами, не могут читать и грамотно писать на датском после 10 лет в датской школе - социальная работа, дополнительная полиция и т.д.

Мое утверждение попало под юридический запрет. Своего рода профессиональное наказание, которое установило, что если я когда-либо повторю это, я могу быть уволен. В соответствии с датскими властями, очевидно позволено заявлять, что серьезные проблемы с мусульманами обусловлены бедностью, средствами массовой информации, полицией, датчанами, политиками и т.д. Но две вещи определенно неприемлемы: 1) обсуждение смысла культуры и 2) собственной ответственности наших иностранцев за их интеграцию в наши общества. К сожалению, многим очень влиятельным политикам недостает ясного понимания психологического аспекта культуры и того влияния, которое она оказывает на интеграцию.

EuropeNews:Какой была реакция в Дании?

Сеннельс: Книга была встречена с огромным вниманием уже до того, как книга была официально опубликована в феврале 2009. Она появилась на первой полосе крупнейшей национальной газеты в Дании, и в связи с заявленной темой я принимал участие в дебатах с политиками и другими экспертами на радио и ТВ. Первый тираж книги был распродан через три недели.

С тех пор произошли большие перемены в датской интеграционной политике, на которые, похоже, повлияла книга и оказанное ей внимание. На мой взгляд, широко распространенное внимание показывает, что мое утверждение верно: есть просто огромная необходимость более глубокого понимания того, как исламская культура сказывается на шансах мусульман интегрироваться в западные общества.

Очень известный политик Назер Кадер, мусульманин и автор бестселлера «Честь и позор», написал обзор к моей книге и отметил, что она должна быть «обязательной к прочтению студентами, социальными работниками и учителями.» Jyllands-Posten, отважная газета, которая первая опубликовала карикатуры Мохаммеда, назвала книгу «подлинная часть работы первооткрывателя».

EuropeNews: Давайте посмотрим поближе на саму книгу. Вы говорите о четырех мифах интеграции. Первый из них касается разницы между культурами иммигрантов.

Сеннельс: Я обнаружил во время моей работы в подростковой тюрьме, что люди мусульманского происхождения имеют иные потребности в социальной работе, чем датчане, или люди из немусульманских культур. Это потребности в большем внимании, и психологам нужно больше исследований в этой сфере в целях создания более эффективной социальной политики.

Я полностью согласен с моими критиками по части того, социальные проблемы могут привести к асоциальному поведению и среди западных людей, и среди мусульман. Тем не менее, существует крайняя диспропорция асоциального и антидемократического поведения среди мусульман. Датское бюро статистики опубликовало отчет (1 и 2), заявляющий о том, что мусульманские страны занимают первые восемь мест в списке 10-ти стран происхождения преступников. Дания в этом списке - девятая.

EuropeNews: Это означает, что мы должны обращаться с мусульманскими и немусульманскими иммигрантами как-то иначе?

Сеннельс: Рассмотрев проблему с психологической, а так же гуманистической точки зрения, становится ясно, что люди из других культур имеют другие потребности, когда они сталкиваются с проблемами. Мой личный опыт таков, что мусульмане не понимают западной способа разрешения конфликтов посредством диалога. Они выращены в культуре с очень отчетливой внешней властью, определяющей их поведение. Западная традиция, использующая компромисс и внутреннее размышление как основные средства решения внешних и внутренних конфликтов, рассматривается как слабая в мусульманской культуре. Еще шире - они просто не понимают этого более мягкого и более гуманного способа решения социальных проблем. В контексте социальной работы и политики это означает, что им нужно больше ограничений и сильной внешней позиции, чтобы регулировать свое поведение.

EuropeNews: Это приводит нас непосредственно ко второму мифу: часто говорится. Что преступность среди иммигрантов обусловлена социальными проблемами, а не культурным фоном. В Вашей книге вы не согласны с этим и указываете на религию мусульман как на источник криминальности.

Сеннельс: Что же, я бы перефразировал это так «Мусульманская культура» вместо «религия», поскольку существует множество мусульман, которые не знают, что написано в Коране, и которые не посещают мечетей. Но они испытывают сильное влияние на культурном уровне. И здесь мы видим, что особенно гнев наиболее приемлем в мусульманской культуре.

Один пример: в западной культуре, а так же в других немусульманских культурах, как в Азии, Вы видите агрессию и внезапные вспышки гнева как нечто, о чем позже Вы сожалеете, что-то, чего Вы стыдитесь. В мусульманской культуре - совершенно противоположно. Если кто-то задет Вашу честь - которую я как психолог назвал бы «самоуверенность» - от Вас просто ожидают, что Вы проявите агрессию и, зачастую, вербальную или физическую месть. Таким образом, агрессия понижает ваш статус в нашей культуре, но повышает статус в мусульманской культуре.

Существует другая, более глубокая причина для широко распространенного асоциального поведения в мусульманских сообществах и их отвращению к интеграции, а именно очень сильная идентификация мусульман с принадлежностью к мусульманской культуре.

Мое первое знакомство с мусульманской культурой было встречей с чрезвычайно сильной и очень гордой культурой. Это определенно то, что может обеспечить выживание древней культуры во времена перемен - ислам и мусульманская культура - отличный тому пример. Сильная и гордая культура, к сожалению, так же создает членов этой культуры, практически неспособных адаптироваться к другим ценностям. В Германии только 12% из 3,5 млн. мусульман видят себя больше немцами, чем мусульманами, во Франции и Дании это всего лишь 14% Исследования в Дании так же показывают, что 50% из 1-ого и 2-ого поколения иммигрантов настроены против свободы слова и 11% хотели бы заменить датскую конституцию законом шариата. Конечно, эти цифры устрашающи, но особенно беспокоит факт, что нет разницы во мнениях на указанные темы среди мусульман, которые родились и выросли в мусульманских странах и мнении тех детей, которые родились и выросли в датском обществе. Когда речь идет об идентификации среди мусульман, национальность вообще не берется в расчет в сравнении с культурой и религией. В результате в мусульманских гетто по всему Копенгагену и других главных городах Европы растет мощная оппозиция западной культуре и ценностям.

EuropeNews: как Вы уже обозначили, у многих мусульман имеется сильная связь со своей религиозной идентичностью. Следующий миф, развенчанный в Вашей книге, касается доли экстремистов и фундаменталистов среди мусульман. Часто предполагают, что для относительно мала. Каков Ваш опыт?

Сеннельс: Люди надеются, что большинство мусульман современны и принимают западные ценности. Мой опыт другой, и это было доказано статистикой в Европе, которую я только что привел. В феврале 2008 у нас были мятежи со смертельными последствиями, устроенные молодыми мусульманами в Дании.

Эти мятежи были частично реакцией на серьезное сосредоточение датской полиции на резко растущие показатели преступности в мусульманских районах. Другой причиной послужила перепечатка карикатур Мохаммеда во всех датских газетах. Эта перепечатка была актом солидарности с карикатуристом Куртом Вестергардом, жизнь которого была и остается под сильной угрозой.

В этих мятежах мы увидели мусульман, не практикующих ислам в своей повседневной жизни, восставших за свою культуру и религию очень агрессивным образом. Копенгаген дымился целую неделю, пока полыхали сотни пожаров. Полицию и пожарных, пытавшихся остудить ситуацию, так же атаковали. Многие из мятежников оказались в тюрьме, в которой я работал, поэтому у меня была возможность поговорить с ними. Почти все они были мусульманами, и все они заявили, что их действия - разжигание костров, атаки полицейских и т.д. - были правосудием датскому обществу, которое принуждением к интеграции и перепечаткой карикатур Мохаммеда доказало свою расисткою природу и враждебность к исламу и мусульманской культуре. Небольшое количество датчан среди бунтарей совершенно отличались. В их объяснении своих действий преобладал поиск приключений и возбуждение.

EuropeNews: Четвертый миф гласит, что бедность становится причиной плохой социальной ситуации. В Вашей книге Вы говорите, что на самом деле все наоборот.

Сеннельс: Вы может сформулировать этот важный вопрос таким образом: сталкиваются ли люди с социальными проблемами потому, что они бедные, или они становятся бедными потому, что они создают социальные проблемы? Мой опыт таков, что очень низкая сосредоточенность на поддерке своих детей в школе и на собственном образовании , а так же недостаток мотивации в создании профессиональной карьеры - то ключевой фактор для бедности, которую переживают мусульмане как в Дании, так и в мусульманских странах. И в довершение этого каждый четвертый молодой мусульманин зарегистрирован как преступник. Слабые навыки чтения, сильное отвращение к властям и отметка о криминальном прошлом просто делает для Вас сложной задачей поиск выско оплачиваемой работы. Это асоциальное поведение делает Вас бедным. А не наоборот.

К сожалению, многие политики видят бедность как главную причину проблем интеграции. Я думаю, это ужасный и плоский взгляд бедных людей и людей в целом. Идея о том, что человеческое поведение определяется количеством денег, которое появляется на их банковском счете ежемесячно - это невероятно ограниченный взгляд. Я сам как психолог, дипломированный на гуманитарном факультете Университета Копенгагена, сказал бы, что у людей есть гораздо больше факторов, более сильных, чем деньги факторов в жизни, влияющих на их поведение и образ мысли.

EuropeNews: Каков вывод вашего исследования? Возможна ли интеграция людей мусульманского происхождения в западные общества?

Николай Сеннельс: Я бы сказал, что на оптимистах, полагающих, что интеграция возможна, лежит очень большая ответственность. Есть большой риск того, что они продают нам надежду, мечту, которая не находит основания в реальности. Это означает, что они будут теми, кто ответственен за то, что Европа отворачивается от проблемы и не обращает на нее внимания, пока еще не слишком поздно.

Просто не существует исследований в Европе, которые подтверждали этот оптимистический взгляд. И наоборот, все исследования, которые мы имеем по интеграции мусульман в западные общества, показывают, что мы идем в неверном направлении. Я не знаю, как эти оптимисты пришли к своим выводам. Может быть, это напрасная и ребячливая надежда, что все обернется хорошо, прямо как в сказках. Или, возможно, это псевдо-Дарвинистская идея, что все будет развиваться в позитивном направлении. Одно можно сказать наверняка: их суждения не основаны на фактах.

Конечно, есть исключения, но интеграция основной части мусульман до необходимого уровня невозможна. Талантливые и сочувственные люди работают над этой проблемой по всей Европе, и они потратили миллиарды евро на этот проект, но проблема все возрастает.

Психологическое объяснение на самом деле просто. Мусульманская и западная культуры фундаментально очень разные. Это означает, что мусульманам нужно претерпеть серьезные изменения в своей идентичности и ценностях для того, чтобы стать способными принять ценности западных обществ. Изменение базовых структур в одной личности - это сложный психологический и эмоциональный процесс. Очевидно, совсем немногие мусульмане чувствуют мотивацию пройти его. Я знаю лишь несколько таких, кто сделал это, но я также знаю, что для них это была долгая и утомительная борьба на внутреннем уровне, и что они нердко нередко платили высокую личную цену на внешнем уровне, поскольку их мусульманские друзья и семьи презирали и/или отрекались от них за отказ от их культуры.

EuropeNews: Но что же нам делать с мусульманами, которые уже живут в Европе?

Сеннельс: Я вижу две возможности. Во-первых, нам нужно немедленно прекратить иммиграцию людей из мусульманских стран в Европу до тех пор, пока мы не найдем подтверждение тому, что интеграция мусульман возможна.

Во-вторых, нам нужно помочь мусульманам, которые не хотят или не способны интегрироваться в наши западные общества, построить новую и наполненную смыслом жизнь в обществе, которое понимают они, и которое понимает их. Это означает помочь им начать новую жизнь в исламской стране.На самом деле у нас есть экономические средства для осуществления этого. Как я указывал раньше, Национальный Банк Дании подсчитал, что каждый иммигрант из мусульманских стран стоит нам в среднем 300,000 евро. С этими деньгами мы могли бы помочь этим людям жить счастливо в мусульманской стране без обязанности интегрироваться в общество, которое они не понимают и поэтому не могут принять. Иметь достаточно денег, чтобы поддержать семью, и жить в стране, культура которой дает человеку чувство, что он дома - должно быть большим шагом вперед в улучшении качества их жизни. И нам нужно помочь им добиться этого. Это принесет пользу не только отдельному мусульманину, но и европейским обществам. Мусульмане, эмигрирующие из Европы в мусульманские страны, будут функционировать в качестве послов для более свободных и демократических обществ: посредством их опыта жизни в демократических странах с реальными правами человека и их знания социальных систем в Европе, они привезут с собой множество очень важных идей и ценностей. Таким образом, они могут делать то, о чем они так сильно мечтают - помогать своим мусульманским братьям и сестрам у себя на родине, изменяя бедные условия, от которых они уезжали с самого начала.

НиколайСеннельс, 33 года, психолог, работавший несколько лет на Копенгагенские власти. С 2005 по 2008 он работал в подростковой тюрьме Сондербро в Копенгагене.

http://europenews.dk/en/node/21789

в мире, свобода, человек

Previous post Next post
Up