Датский психолог: «Интеграция мусульман в западных обществах
невозможна»
EuropeNews 31.03.2009
Интервью взял Феликс Струнинг
Публичное обсуждение проблем интеграции мусульман в Дании
началось в 2006 году, когда газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур на
пророка Мохаммеда. Ровно два года спустя разразился новый бунт, связанный с
перепечаткой карикатур Мохаммеда всеми крупными газетами Дании.
В настоящее время 70% заключенных в подростковой тюрьме
Копенгагена - это молодые люди мусульманского происхождения. Является ли это
недавней вспышкой жестокости, и общая тенденция к насилию среди мусульман
случайна, или же здесь есть прямая связь?
В феврале 2009 Николай Сеннельс, датский психолог,
опубликовал книгу под названием «Среди мусульман-преступников. Опыт психолога
из Копенгагена». В своей книге Николай Сеннельс поделился психологической
перспективой мусульманской культуры, раскрыл ее отношение к гневу, обращение с
эмоциями, ее религию. Его исследование основано на сотнях часов терапии 150-ти
молодых мусульман в копенгагенской подростковой тюрьме. EuropeNews взяли
интервью у автора: о его книге и об оказанном ею влиянии на интеграцию
мусульман в Европе.
EuropeNews: Николай Сеннельс, как возникла идея написать
книгу о преступных мусульманах в Дании?
Николай Сеннельс: Эта идея пришла ко мне в феврале 2008 во
время конференции об интеграции в Копенгагене, куда меня пригласили как первого
единственного психолога, работающего в копенгагенской подростковой тюрьме. Мой
доклад на конференции был определен фактом, что культура иностранца играет
решающую роль в отношении интеграции , преступности и религиозного экстремизма.
Я подчеркнул, что люди из исламской культуры обнаруживают сложность, если не
невозможность, обустройства успешной жизни в Дании.
Это положение нашло огромное сопротивление среди датских
политиков и даже моего босса из подростковой тюрьмы, в которой я работал. Я бы
нимало удивлен, ведь тогда я думал, что моя точка зрения очевидна: некоторые
культуры лучше сочетаются с западными обществами, чем другие. Сейчас вся Европа
прилагает усилия для интеграции мусульман, но похоже, что это просто
невозможно. В соответствии с данными датской полиции и датского бюро
статистики, более 70% всех преступлений в столице Дании совершены мусульманами.
Наш национальный банк недавно опубликовал отчет, гласящий, что исламский
иностранец стоит в среднем более 2 миллионов датских крон (300 тыс. евро)
федеральной социальной помощи, что обусловлено низким участием мусульман в
рабочей силе. В довершение этого, мы добавили множество дополнительных
социальных благ, которые могут получить безработные люди в нашей стране:
расходы на связь с переводчиками, специальные классы в школах - 64% школьников,
чьи родители являются мусульманами, не могут читать и грамотно писать на
датском после 10 лет в датской школе - социальная работа, дополнительная
полиция и т.д.
Мое утверждение попало под юридический запрет. Своего рода
профессиональное наказание, которое установило, что если я когда-либо повторю
это, я могу быть уволен. В соответствии с датскими властями, очевидно позволено
заявлять, что серьезные проблемы с мусульманами обусловлены бедностью, средствами
массовой информации, полицией, датчанами, политиками и т.д. Но две вещи
определенно неприемлемы: 1) обсуждение смысла культуры и 2) собственной
ответственности наших иностранцев за их интеграцию в наши общества. К
сожалению, многим очень влиятельным политикам недостает ясного понимания
психологического аспекта культуры и того влияния, которое она оказывает на
интеграцию.
EuropeNews:Какой была реакция в Дании?
Сеннельс: Книга была встречена с огромным вниманием уже до
того, как книга была официально опубликована в феврале 2009. Она появилась на
первой полосе крупнейшей национальной газеты в Дании, и в связи с заявленной
темой я принимал участие в дебатах с политиками и другими экспертами на радио и
ТВ. Первый тираж книги был распродан через три недели.
С тех пор произошли большие перемены в датской
интеграционной политике, на которые, похоже, повлияла книга и оказанное ей
внимание. На мой взгляд, широко распространенное внимание показывает, что мое
утверждение верно: есть просто огромная необходимость более глубокого понимания
того, как исламская культура сказывается на шансах мусульман интегрироваться в
западные общества.
Очень известный политик Назер Кадер, мусульманин и автор
бестселлера «Честь и позор», написал обзор к моей книге и отметил, что она
должна быть «обязательной к прочтению студентами, социальными работниками и
учителями.» Jyllands-Posten, отважная газета, которая первая опубликовала
карикатуры Мохаммеда, назвала книгу «подлинная часть работы первооткрывателя».
EuropeNews: Давайте посмотрим поближе на саму книгу. Вы
говорите о четырех мифах интеграции. Первый из них касается разницы между
культурами иммигрантов.
Сеннельс: Я обнаружил во время моей работы в подростковой
тюрьме, что люди мусульманского происхождения имеют иные потребности в
социальной работе, чем датчане, или люди из немусульманских культур. Это
потребности в большем внимании, и психологам нужно больше исследований в этой
сфере в целях создания более эффективной социальной политики.
Я полностью согласен с моими критиками по части того,
социальные проблемы могут привести к асоциальному поведению и среди западных
людей, и среди мусульман. Тем не менее, существует крайняя диспропорция
асоциального и антидемократического поведения среди мусульман. Датское бюро
статистики опубликовало отчет (1 и 2), заявляющий о том, что мусульманские
страны занимают первые восемь мест в списке 10-ти стран происхождения
преступников. Дания в этом списке - девятая.
EuropeNews: Это означает, что мы должны обращаться с
мусульманскими и немусульманскими иммигрантами как-то иначе?
Сеннельс: Рассмотрев проблему с психологической, а так же
гуманистической точки зрения, становится ясно, что люди из других культур имеют
другие потребности, когда они сталкиваются с проблемами. Мой личный опыт таков,
что мусульмане не понимают западной способа разрешения конфликтов посредством
диалога. Они выращены в культуре с очень отчетливой внешней властью,
определяющей их поведение. Западная традиция, использующая компромисс и внутреннее
размышление как основные средства решения внешних и внутренних конфликтов,
рассматривается как слабая в мусульманской культуре. Еще шире - они просто не
понимают этого более мягкого и более гуманного способа решения социальных
проблем. В контексте социальной работы и политики это означает, что им нужно
больше ограничений и сильной внешней позиции, чтобы регулировать свое
поведение.
EuropeNews: Это приводит нас непосредственно ко второму
мифу: часто говорится. Что преступность среди иммигрантов обусловлена
социальными проблемами, а не культурным фоном. В Вашей книге вы не согласны с
этим и указываете на религию мусульман как на источник криминальности.
Сеннельс: Что же, я бы перефразировал это так «Мусульманская
культура» вместо «религия», поскольку существует множество мусульман, которые
не знают, что написано в Коране, и которые не посещают мечетей. Но они
испытывают сильное влияние на культурном уровне. И здесь мы видим, что особенно
гнев наиболее приемлем в мусульманской культуре.
Один пример: в западной культуре, а так же в других
немусульманских культурах, как в Азии, Вы видите агрессию и внезапные вспышки
гнева как нечто, о чем позже Вы сожалеете, что-то, чего Вы стыдитесь. В
мусульманской культуре - совершенно противоположно. Если кто-то задет Вашу
честь - которую я как психолог назвал бы «самоуверенность» - от Вас просто
ожидают, что Вы проявите агрессию и, зачастую, вербальную или физическую месть.
Таким образом, агрессия понижает ваш статус в нашей культуре, но повышает
статус в мусульманской культуре.
Существует другая, более глубокая причина для широко
распространенного асоциального поведения в мусульманских сообществах и их
отвращению к интеграции, а именно очень сильная идентификация мусульман с
принадлежностью к мусульманской культуре.
Мое первое знакомство с мусульманской культурой было
встречей с чрезвычайно сильной и очень гордой культурой. Это определенно то,
что может обеспечить выживание древней культуры во времена перемен - ислам и
мусульманская культура - отличный тому пример. Сильная и гордая культура, к
сожалению, так же создает членов этой культуры, практически неспособных
адаптироваться к другим ценностям. В Германии только 12% из 3,5 млн. мусульман
видят себя больше немцами, чем мусульманами, во Франции и Дании это всего лишь
14% Исследования в Дании так же показывают, что 50% из 1-ого и 2-ого поколения
иммигрантов настроены против свободы слова и 11% хотели бы заменить датскую
конституцию законом шариата. Конечно, эти цифры устрашающи, но особенно
беспокоит факт, что нет разницы во мнениях на указанные темы среди мусульман,
которые родились и выросли в мусульманских странах и мнении тех детей, которые
родились и выросли в датском обществе. Когда речь идет об идентификации среди
мусульман, национальность вообще не берется в расчет в сравнении с культурой и
религией. В результате в мусульманских гетто по всему Копенгагену и других
главных городах Европы растет мощная оппозиция западной культуре и ценностям.
EuropeNews: как Вы уже обозначили, у многих мусульман
имеется сильная связь со своей религиозной идентичностью. Следующий миф,
развенчанный в Вашей книге, касается доли экстремистов и фундаменталистов среди
мусульман. Часто предполагают, что для относительно мала. Каков Ваш опыт?
Сеннельс: Люди надеются, что большинство мусульман
современны и принимают западные ценности. Мой опыт другой, и это было доказано
статистикой в Европе, которую я только что привел. В феврале 2008 у нас были
мятежи со смертельными последствиями, устроенные молодыми мусульманами в Дании.
Эти мятежи были частично реакцией на серьезное
сосредоточение датской полиции на резко растущие показатели преступности в
мусульманских районах. Другой причиной послужила перепечатка карикатур
Мохаммеда во всех датских газетах. Эта перепечатка была актом солидарности с
карикатуристом Куртом Вестергардом, жизнь которого была и остается под сильной
угрозой.
В этих мятежах мы увидели мусульман, не практикующих ислам в
своей повседневной жизни, восставших за свою культуру и религию очень
агрессивным образом. Копенгаген дымился целую неделю, пока полыхали сотни
пожаров. Полицию и пожарных, пытавшихся остудить ситуацию, так же атаковали.
Многие из мятежников оказались в тюрьме, в которой я работал, поэтому у меня
была возможность поговорить с ними. Почти все они были мусульманами, и все они
заявили, что их действия - разжигание костров, атаки полицейских и т.д. - были
правосудием датскому обществу, которое принуждением к интеграции и перепечаткой
карикатур Мохаммеда доказало свою расисткою природу и враждебность к исламу и
мусульманской культуре. Небольшое количество датчан среди бунтарей совершенно
отличались. В их объяснении своих действий преобладал поиск приключений и
возбуждение.
EuropeNews: Четвертый миф гласит, что бедность становится
причиной плохой социальной ситуации. В Вашей книге Вы говорите, что на самом
деле все наоборот.
Сеннельс: Вы может сформулировать этот важный вопрос таким
образом: сталкиваются ли люди с социальными проблемами потому, что они бедные,
или они становятся бедными потому, что они создают социальные проблемы? Мой
опыт таков, что очень низкая сосредоточенность на поддерке своих детей в школе
и на собственном образовании , а так же недостаток мотивации в создании
профессиональной карьеры - то ключевой фактор для бедности, которую переживают
мусульмане как в Дании, так и в мусульманских странах. И в довершение этого
каждый четвертый молодой мусульманин зарегистрирован как преступник. Слабые
навыки чтения, сильное отвращение к властям и отметка о криминальном прошлом
просто делает для Вас сложной задачей поиск выско оплачиваемой работы. Это
асоциальное поведение делает Вас бедным. А не наоборот.
К сожалению, многие политики видят бедность как главную
причину проблем интеграции. Я думаю, это ужасный и плоский взгляд бедных людей
и людей в целом. Идея о том, что человеческое поведение определяется
количеством денег, которое появляется на их банковском счете ежемесячно - это
невероятно ограниченный взгляд. Я сам как психолог, дипломированный на
гуманитарном факультете Университета Копенгагена, сказал бы, что у людей есть
гораздо больше факторов, более сильных, чем деньги факторов в жизни, влияющих
на их поведение и образ мысли.
EuropeNews: Каков вывод вашего исследования? Возможна ли
интеграция людей мусульманского происхождения в западные общества?
Николай Сеннельс: Я бы сказал, что на оптимистах,
полагающих, что интеграция возможна, лежит очень большая ответственность. Есть
большой риск того, что они продают нам надежду, мечту, которая не находит
основания в реальности. Это означает, что они будут теми, кто ответственен за
то, что Европа отворачивается от проблемы и не обращает на нее внимания, пока
еще не слишком поздно.
Просто не существует исследований в Европе, которые
подтверждали этот оптимистический взгляд. И наоборот, все исследования, которые
мы имеем по интеграции мусульман в западные общества, показывают, что мы идем в
неверном направлении. Я не знаю, как эти оптимисты пришли к своим выводам.
Может быть, это напрасная и ребячливая надежда, что все обернется хорошо, прямо
как в сказках. Или, возможно, это псевдо-Дарвинистская идея, что все будет
развиваться в позитивном направлении. Одно можно сказать наверняка: их суждения
не основаны на фактах.
Конечно, есть исключения, но интеграция основной части
мусульман до необходимого уровня невозможна. Талантливые и сочувственные люди
работают над этой проблемой по всей Европе, и они потратили миллиарды евро на
этот проект, но проблема все возрастает.
Психологическое объяснение на самом деле просто.
Мусульманская и западная культуры фундаментально очень разные. Это означает,
что мусульманам нужно претерпеть серьезные изменения в своей идентичности и
ценностях для того, чтобы стать способными принять ценности западных обществ.
Изменение базовых структур в одной личности - это сложный психологический и
эмоциональный процесс. Очевидно, совсем немногие мусульмане чувствуют мотивацию
пройти его. Я знаю лишь несколько таких, кто сделал это, но я также знаю, что
для них это была долгая и утомительная борьба на внутреннем уровне, и что они
нердко нередко платили высокую личную цену на внешнем уровне, поскольку их
мусульманские друзья и семьи презирали и/или отрекались от них за отказ от их
культуры.
EuropeNews: Но что же нам делать с мусульманами, которые уже
живут в Европе?
Сеннельс: Я вижу две возможности. Во-первых, нам нужно
немедленно прекратить иммиграцию людей из мусульманских стран в Европу до тех
пор, пока мы не найдем подтверждение тому, что интеграция мусульман возможна.
Во-вторых, нам нужно помочь мусульманам, которые не хотят
или не способны интегрироваться в наши западные общества, построить новую и
наполненную смыслом жизнь в обществе, которое понимают они, и которое понимает
их. Это означает помочь им начать новую жизнь в исламской стране.На самом деле
у нас есть экономические средства для осуществления этого. Как я указывал
раньше, Национальный Банк Дании подсчитал, что каждый иммигрант из
мусульманских стран стоит нам в среднем 300,000 евро. С этими деньгами мы могли
бы помочь этим людям жить счастливо в мусульманской стране без обязанности
интегрироваться в общество, которое они не понимают и поэтому не могут принять.
Иметь достаточно денег, чтобы поддержать семью, и жить в стране, культура
которой дает человеку чувство, что он дома - должно быть большим шагом вперед в
улучшении качества их жизни. И нам нужно помочь им добиться этого. Это принесет
пользу не только отдельному мусульманину, но и европейским обществам.
Мусульмане, эмигрирующие из Европы в мусульманские страны, будут
функционировать в качестве послов для более свободных и демократических
обществ: посредством их опыта жизни в демократических странах с реальными
правами человека и их знания социальных систем в Европе, они привезут с собой
множество очень важных идей и ценностей. Таким образом, они могут делать то, о
чем они так сильно мечтают - помогать своим мусульманским братьям и сестрам у
себя на родине, изменяя бедные условия, от которых они уезжали с самого начала.
НиколайСеннельс, 33 года, психолог, работавший несколько лет
на Копенгагенские власти. С 2005 по 2008 он работал в подростковой тюрьме
Сондербро в Копенгагене.
http://europenews.dk/en/node/21789