Все знают, что случилось в России 4 ноября 1612 года, но мало кто понимает, как это произошло и самое главное: почему это стало возможным?! Практически никто не задаётся вопросом о том, что вообще поляки делали в Москве и как они там оказались. Да и кто они такие, эти поляки? А может, не поляки, а поляне? Ну, те, которые поминались в древних летописях?
Оккупация 1610 года
В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года недоправительство Москвы, известное многим как «семибоярщина», отдало стрельцам московского гарнизона приказ открыть ворота и впустить приезжих. Приезжими оказались ляхи под командованием гетмана Жолкевского. Так либералы-западники, считавшие Европу оплотом цивилизации, легли под власть недокороля ляхов - королевича Владислава.
Зачем они это сделали? А затем, чтобы не допустить прихода к власти Дмитрия Углицкого или кем он там был на самом деле. Одни считают его законным наследником Ивана Грозного, другие - Лжедмитием и Тушинским вором. Московские бояре, по сути - кучка «олигархов», готовы были сдать Москву чужеземцам, потому что отлично понимали, чем для них чревато восстановление законной власти. Они надеялись на то, что католики помогут им сохранить безраздельную власть, которая позволила им сталь миллионщиками.
Оппозиционеры-прозападники с помощью ляхов надеялись защитить Москву от армии Тушинского вора. Сразу же начали присягать новому государю: королевичу Владиславу. Потом начались пиры: то у Жолкевского, то у Мстиславского. Ну… Всё как обычно.
Бесчинства ляхов
Здесь надо сказать, что ляхи оказались в Москве не в первый раз. Мало кто знает о том, что они успели почувствовали себя хозяевами города ещё в 1606 году, когда их привела за собой царская невеста - Марина Мнишек. Тогда это привело к мятежу и свержению царя Дмитрия и его жены-католички.
А через 4 года москвичи уже сами позвали к себе ляхов и гостеприимно открыли ворота перед ними. Что захватчики могли подумать? Я бы на их месте решил, что, видимо, москвичам в первый раз понравилось и они хотят ещё… Католики-ляхи и их наёмники вели себя в Москве так, словно они пришли не на помощь «демократическому правительству», а завоевали город. Они оскверняли храмы, брали у горожан всё, что понравилось, устраивали публичные телесные наказания «провинившихся» московитов, в общем, вели себя точно так же, как с черкасами и прочими язычниками, населявшими правобережье Днепра в нижнем течении, которых считали быдлом и своей собственностью. Понятно, что москвичи к такому отношению не привыкли и периодически бунтовали, но ляхи такие спонтанные, неорганизованные протесты жестоко подавляли.
Недовольство москвичей росло, и эти настроения поддерживались церковью. Патриарх московский и всея Руси Гермоген рассылал во все монастыри письма, подобные этому:
«Стоять за православную веру и за Московское государство, королю польскому креста не целовать, не служить ему и не прямить. Московское государство от польских и литовских людей очищать, с королем и королевичем, с польскими и литовскими людьми и кто с ними против Московского государства станет, против всех биться неослабно; с королем, поляками и русскими людьми, которые королю прямят, никак не ссылаться; друг с другом междоусобия никакого не начинать».
Русь, булгары и некоторые племена пресловутых «финно-угров» собрались во внушительное войско и отправились вызволять москвичей из католического рабства. Ляхи с литовцами, черкасами и ворами (изменниками из числа москвичей) готовились к обороне: затаскивали пушки на стены и башни Кремля и Китай-города. А чтобы предотвратить поддержку прибывшего ополчения изнутри города, решили заранее расправиться с москвичами, не принявшими власть Владислава. Для этого необходимо было москвичей спровоцировать.
Московский бунт
Однажды утром один офицер из числа «цивилизаторов», Николай Козаковский, выехал на рынок и велел извозчикам отправляться помогать втаскивать пушки на башни. Извозчики, понятное дело, возмутились, они, как и современные таксисты, были достаточно хорошо организованы и, бросив клич среди своих, дружно саботировали требование заезжего хлыща. Ляхи восприняли это как бунт и начали избивать на улицах всех подряд, в том числе стариков и женщин.
Результат был предсказуем, точнее, умышленно спланирован и реализован. В Белом городе ударили в набат. Горожане взялись за оружие и возвели баррикады. Началась стрельба, причём примерно такая же, судя по всему, какую мы с вами могли наблюдать во время беспорядков в Останкино в 1993 году.
На помощь горожанам пришли ополченцы одного из отрядов князя Дмитрия Пожарского. Он привез в город пушки, что стало полной неожиданностью для фашистов. Под огнем танков, простите, пушек, ляхи стали отступать и укрылись за стенами Китай-города. Тогда Пожарский приказал выстроить укрепление, которое перекрывало полякам выход из крепости. В это же время у Яузских ворот оккупантов начали громить ополченцы под командованием Бутурлина, а в Замоскворечье - штурмовики Колтовского. Кстати, потомок того Колтовского - адмирал Егор Иванович Колтовский - отличился в войне 1812 года.
В результате этих действий, которые более походят на грамотно проведённую войсковую операцию, а вовсе не на спонтанный бунт, как говорят теперь историки, ляхи со своими туземными отрядами литовцев, черкасов и воров оказались заблокированными в Кремле и Китай-городе. Началась осада измором, о котором стоит написать отдельную статью. Понимая, что они в котле, ляхи подожгли Москву.
Москва, спалённая пожаром… Шо, опять?!
Вот что впоследствии написал об этом поручик Маскевич:
«По тесноте улиц мы разделились на четыре или шесть отрядов; каждому из нас было жарко; мы не могли и не умели придумать, чем пособить себе в такой беде, как вдруг кто-то закричал: «Огня! Огня! Жги домы!» Наши подожгли один дом - он не загорелся; подожгли в другой раз - нет успеха, в третий раз, в четвертый, в десятый - все тщетно: сгорает только то, чем поджигали, а дом цел. Я уверен, что огонь был заколдован. Достали смолы, прядева, смоленой лучины - и сумели запалить дом, так же поступили и с другими, где кто мог. Наконец занялся пожар: ветер, дуя с нашей стороны, погнал пламя на русских и принудил их бежать из засад».
«В четверток мы снова принялись жечь город, которого третья часть осталась еще неприкосновенною - огонь не успел так скоро всего истребить. Мы действовали в сем случае по совету доброжелательных нам бояр, которые признавали необходимым сжечь Москву до основания, чтобы отнять у неприятеля все средства укрепиться…».
Внимание! Оккупант чётко и ясно свидетельствует, что инициаторами пожара в Москве были не захватчики, а бояре - предатели, которые считали, что Москва - это Европа, и мечтали о «трусиках с кружавчиками».
В результате резни и пожаров погибло около 7 000 москвичей. Цифра, как вы понимаете, не точная.
Большая часть москвичей традиционно предпочла релокацию. Они говорили: «Это не моя война!», «Чё я буду пушечным мясом для какого-то Пожарского?», «Я не для того своих детей рожала!» и т. д., ну, вы сами знаете, что говорят в таких случаях наиболее «продвинутые» «граждане мира».
А те, кто остался… Нет, не все решили воевать. Часть из тех, кто не смог или не захотел ехать в эвакуацию, пришли к коменданту Кремля, литовцу Александру Гонсевскому, и говорят:
«Мы хорошие москали, мы осуждаем тех, кто отрицает «европейские ценности», мы не из них, мы не ватники и не колорады!»
А литовец, с традиционными для Литвы именем и фамилией, приказал своим боевикамне убивать тех, кто принес ляхам присягу. А чтобы можно было отличить предателей от бунтовщиков, повелел«лояльным» иметь особый знак - носить с собой ёршик для чистки унитаза. То есть, нет… Он приказал тем, кому стыдно, что они русские, подпоясаться белым полотенцем.
Немецкий наемник Конрад Буссов, перешедший к полякам из шведской армии после поражения под Клушино, писал:
«…не видно было, чтобы московиты возвращались, воинские люди только и делали, что искали добычу. Одежду, полотно, олово, латунь, медь, утварь, которые были выкопаны из погребов и ям и могли быть проданы за большие деньги, они ни во что не ставили. Это они оставляли, а брали только бархат, шелк, парчу, золото, серебро, драгоценные каменья и жемчуг. В церквах они снимали со святых позолоченные серебряные ризы, ожерелья и вороты, пышно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом. Многим польским солдатам досталось по 10, 15, 25 фунтов серебра, содранного с идолов, и тот, кто ушел в окровавленном, грязном платье, возвращался в Кремль в дорогих одеждах…».
Европеи, конечно, сильно обогатились, устроив пожар и прогнав русских. Но если бы они только знали, во сколько им выйдет в итоге то, что они взяли не по праву!
Хронологические выверты
Как показывает практика, большинство моих современников, даже те из них, кто искренне принял «новый праздник», не вполне осознают, что именно им предложили взамен упразднённого советского Дня Великой Октябрьской социалистической революции. А надо бы знать, что День Казанской иконы Божьей матери, который православные отмечают 4 ноября, мягко говоря, «притянут за уши», потому что разгром оккупантов в Москве закончился не 4, а именно 7 ноября 1612 г.
И мало кто задумывается о том, сколько времени на самом деле занял «день 4 ноября». Надо знать всем, что началось всё и закончилось не осенью 1612 года. Весь процесс порухи, а именно так эти события называли современники в XVII в., начался в 1610-м, а закончился только в 1614 году. И кровавая драма развернулась не только в Москве, а сразу в нескольких регионах, которые в те времена являлись налогоплательщиками Московского квазигосударства.
Итак! То, о чём мы говорили выше, происходило в 1610 году. А вот что было далее:
Осада Москвы войсками Первого ополчения
24 марта 1611 года к Москве подошел десятитысячный отряд ополченцев под командованием Андрея Просовецкого. Ляхи выслали конницу Зборовского, и, понеся потери, ополченцы отступили, но не ушли. Через два дня к Москве подошло основное войско ополченцев во главе с Ляпуновым. Русские окружили Москву, устроив гуляй-города - укрепления из телег и разных деревянных заграждений - и засели за ними.
Гонсевский пытался выманить осаждавших на открытый бой, но те оказались мудрее и предпочли, чтобы интервенты сами нападали и понемногу тратили свои силы, которые всё равно нечем было восполнить. Нападения на гуляй-города отбивались малыми силами, но с большим уроном для нападавших.
Но пассивная оборона - это не про нас. В начале апреля ополченцы с боями овладели большей частью Белого города, а к концу мая полностью его зачистили.
Большая экстракция произошла 23 мая. Добровольно вышли из Новодевичьего монастыря добровольцы, прибывшие пострелять в русню из княжеств и герцогств, которые в то время размещались на территориях современных Германии, Австрии, Швейцарии, Дании и Голландии. А оставшиеся в котле ляхи постоянно слушали «радио с позывным «Волга»:
«Идет к вам на помощь гетман литовский с большою силою, идет с ним пятьсот человек войска! Больше не надейтесь, уже это вся Литва вышла».
А ещё:
«Радуйтесь, конец польский приближается!»
А «допомога» всё не шла и не шла. Потому что очередной «наступ» захлебнулся под Смоленском. Если бы не героическая стойкость дружины, ополчения и мирных жителей Смоленска, которые в невероятно тяжёлых условиях голода и эпидемии сковали продвижение внушительной армии агрессора на Москву, неизвестно, чем бы всё ещё закончилось. Точнее, известно, конечно же, но какой ценой и в какой срок - вот вопрос!
В кремлёвском котле осаждённые надеялись на то, что Сигизмунд возьмёт Смоленск и придет им на помощь. Но Сигизмунд оказался просто «нехорошим человеком» и отправился не в Москву, а к себев Варшаву. И котёл просто «обнулили». Свои же…
Бригада Ляпунова не имела возможности штурмовать мощные каменные укрепления Китай-города и Кремля, так как не было достаточного количество артиллерии. Поэтому они продолжили тактику удушения осаждённого гарнизона измором и мелкими «укусами» в самые болезненные места. И так продолжалось почти полтора года. Всё это время на других территориях, подконтрольных Москве до начала Порухи, происходили не менее, а может и быть, более значимые для истории события.
На западном фронте
Правитель свеев и государь готов, норманнов и вандалов, Карл Великий II по прозвищу Благородный Волк, который известен теперь как король Швеции Густав II Адольф, очень опечалился тем, что Москва отжала из его налогового округа крепости Тихвин, Гдов и Порхов, а жители Печор, Изборска и Плескова сами отказались от предложенной «крыши». Они отказались принять «мирные инициативы» парламентёров из Европы и разгромили вчистую их штурмовые отряды.
Тогда он, видя, что Москве сейчас не до своих окраин, решил урвать и свою долю пирога. Но на организацию большой северной экспедиции у него не было ни сил, ни средств, потому что он их потратил на выкуп крепости Эльфсборг, за которую захватившие ее даны потребовали миллион риксдаллеров. Тем не менее попытку овладеть Биармией противник все же предпринял.
Следуя ветхозаветным наставлениям, он не стал воевать с туземцами силами своих вельмож и их частных военных компаний, а нанял для этого других туземцев - черкас под командованием полковников Барышпольца и Сидорки. Осенью 1613 г. их войско выступило из-под Тихвина. Сохранилось донесение воеводы Богдана Чулкова, согласно которому в Андомскую волость пришли «двемя дороги» полковник Сидор, у которого «в полку польских и литовских людей и русских воров семьсот человек», и полковник Барышполец, имевший под своим началом 800 казаков. Дождавшись на Вытегре установления «зимнего пути», агрессоры, под традиционное «Москоляку на гиляку!» и «Слава Адольфу Второму!» через Заонежье двинулся к Северной Двине.
Хохлы, простите, черкасы,21 ноября 1613 г. напали на Андомскую волость на Онежском озере.Однако их попытки взять штурмом Никольский и Егорьевский остроги, мягко говоря, не задались. Под началом воеводы Богдана Чулкова собрались «ратные казаки» атаманов Томилы Антипьева и Ермолая Поскочина, а также волонтёры из окрестных деревень. Осада Никольского острога в Шуйском погосте, где оборонялся Чулков, длилась 2 недели и 3 дня. Запориззяне (запорожцы) безуспешно штурмовали крепость, используя «штурмы» - большие бревенчатые щиты, поставленные на сани.
Под Никольским острогом противник потерял от 200 до 300 человек ранеными и 50 убитыми. Наши захватили два неприятельских знамени. Тогда Барышполец и Сидорка обошли острог таёжными тропами и повели остатки своих отрядов к богатым северным русским городам и посадам. Покинув Андомскую волость, черкасы собирались идти к Каргополю, но под этим городом русские заставные сторожа «взяли у них языков, и они по тем языком к Каргополю не пошли, а пошли прямо на Двину».
Воры (москвичи-предатели и литовцы из Белой Орды) вместе с такими же предателями - запорожскими казаками - шли на север, полагая, что встретят там таких же, как они сами - «любителей свободы» - да безоружных крестьян. Но они просчитались. Поморы и колмогорцы воевали не за московских бояр, а за свою землю и свои семьи. Потому и побеждали.
Сначала разбойники, а они были именно разбойниками, а не регулярной армией, планировали захват Сумского острога, но потом решили, что Колмогоры для них окажутся лёгкой добычей, и направились туда. По их расчётам, малочисленный гарнизон недостроенной Колмогорской крепости не в состоянии оказать сколь-нибудь серьёзного сопротивления.
Осада города началась 8 декабря 1613 г. Для воеводы Петра Пронского нападение не было неожиданностью, поэтому жители первой северной столицы успели укрепить крепость, за стенами которой оборону заняли не только стрельцы, но и ополченцы из окрестных деревень. Черкасы изготовли «штурмы» и пытались приблизиться к стенам, чтобы поджечь крепость. Вот что показал об этом захваченный язык - казак Смирко Иванов:
«…приступных хитростей шестнадцать штурм, да шестнадцать возов соломы и берест обливали смолою, да веники обливали смолою, да салом».
Но хитрости не помогли.
«отострогу де их и от щитов их отбили и многих литовских людей и черкас у них побили».
На шестой день осады, потеряв под стенами Колмогор 30 человек убитыми, воровские казаки отступили. В числе раненых оказался и полковник Сидорка. По сообщению того же казака, он был «за Падрокурьею ранен на бою по ноге в колено».
Отступив от Колмогор, ВСУ, то бишь черкасское войско, направились к устью Северной Двины. Пройдя мимо Архангельска, воры начали грабить беззащитные селения, расположенные на южном и юго-западном побережье Белого моря и Онежской губы. Противник разорил Николо-Карельский монастырь, Неноксу, Луду и Уну, Сумскую волость, штурмовал Сумской острог и, потерпев под его стенами поражение, по льду замерзшего Онежского залива ушел в Заонежье.
Пытались они взять Сумской и Шунгский остроги, но и там потерпели бесславное поражение. Закончилось всё тем, что отряды Барышпольца после поражения и больших потерь в бою у реки Сермяксы направились в Олонец, где в марте 1614 г. были окончательно разбиты. Вот что бывает, когда иностранцы натравливают туземное войско на своих же, а взамен обещает ему вступление в Европу, а отличившимся - имение с личными рабами в России.
Осталось только разобраться с вопросом о том, «кто из ху», без чего вышеизложенное теряет большую часть смыслов.
Кто был кем в порухе
Возможно, самым важным является то, что в XVII веке государством называли не совсем то, что сегодня принято подразумевать под этим словом. Если не понимать и не принимать в качестве бесспорного тот факт, что в рассматриваемый период ни России, ни Швеции, ни Польши с Литвой и тем более Украины ещё не существовало в принципе, то нет смысла идти дальше.
Итак! Государства в прошлом не обладали тем набором обязательных признаков, не имея которых, сегодня ни одна территория или организация не может считаться страной (государством).
Государства
Средневековое государство - это регион, жители которого платят дань одному государю или группе вельмож или церковных сановников. И всё! Никакой речи об единых госграницах, языке, письменности, культуре, армии, полиции, законодательстве, денежной системе и прочая даже и близко не могло идти.
Поэтому необходимо понимать, что участниками событий XVII в. были вовсе не те государства, которые нам сегодня известны под названиями Россия, Украина, Швеция, Германия, Польша и Литва. А воевали на стороне тех протогосударственных образований совсем не те люди, которых мы сегодня, в соответствии с нынешним положением, по привычке называем русскими, поляками, литовцами, немцами, шведами и украинцами.
Равно как и ворами мы сегодня называем совсем не тех, кого ворами называли в прошлом. В том прошлом, когда слово «русские» почти не употреблялось, а в тех случаях, когда оно употреблялось, то под ним подразумевали не нацию, а, по сути, коренное население определённой территории.
Русские
В то время к Руссии (она же Белая Руссия, или Россия Бланка) относилась узкая полоска земли, географически совпадающая с Северными Увалами. С севера она граничила с современными Архангельской областью и Коми, а с юга к ней примыкали земли Ярославля, Костромы и соседних с ними регионов.
Вот там и жили русь, или русские, название которых позднее распространилось сначала на Ярославль, Владимир и Москву, а позднее и на всю страну, которая расширялась и росла до тех пор, пока не приняла знакомые нам очертания, как на картах Российской империи, СССР и ныне (ну, почти).
Прочие шведы и литовцы
Но если не существовало государств и наций, то что указано на средневековых картах и как назывались народы, которые проживали на обозначенных территориях?
Всё очень просто. Иногда территории назывались по имени племён, их населяющих. Там, где жили представители разных близкородственных народов, обладавших ярко выраженными сходными антропологическими признаками, территории на картах подписывались по их имени. Русь по-старорусски означает «белый, светлый», поэтому и страна, населённая светлокожими, светлоглазыми людьми с русыми волосами, называлась Руссия.
Но ровно по тем же причинам и Швеция (изначально Светия) называлась Швецией. Там тоже жили бледнолицые с русыми, белыми и рыжими волосами. То есть «светлые», или, по-русски, «русые».
Мало кто знает, но и литовцы получили своё прозвище благодаря названию белого цвета, только в переводе с латыни. Католики назвали литвой население страны, которая у нас была известна как Белая Орда (по-татарски Ак Орда). Lit по-латински значит «освещённый, светлый». Это синоним названия цвета «белый» (альбус - лат.).
А что это за «Белая Орда» такая, о которой не написано в школьных учебниках? А это, судя по всему, и есть то самое полумифическое Липецк-Литовское княжество, которое является наследием Хана Батыя. Сначала оновозникло как Ак Орда, а после продолжило своё существование в виде своеобразного «дикого поля», точнее, казачьего войска, подобного Войску Донскому.
Сегодня о Липецк-Литовском государстве сохранились лишь немногие отголоски, такие, как, например, Lipka Tatarlar, или липецкие татары, которые до сих пор компактно проживают на территории современной Литвы. Они говорят на старом татарском языке, который с трудом понимают казанские татары, сохраняют свои обычаи и даже пытаются создать татарскую автономию в Прибалтике.
Вот кто такие настоящие литовцы: это безумный конгломерат из белокожих и светловолосых славян и татар. Частью этой общности были и такие южно-балтийские племена, как жемайты, самогиты и пр. Вот они-то и унаследовали название Литвы.
Хотя изначально Литвой называли огромные территории, примыкавшие к южным границам владений князейсмоленских, тверских и рязанских. Литвой в некоторые времена считалось всё, что расположено между Клайпедой на западе и Тамбовом на востоке.
Литовцы - это не нация. Это группа народов, которые даже не имели какого-то своего монарха. Они кормились за счёт северных и частично за счёт своих западных соседей - поляков. Частью литвы были и южные племена кривичей. А вот именно они и называются теперь белорусами. Современная Белоруссия - равноправный наследник Липецк-Литовской орды, такой же, как и нынешняя Литва.
Поэтому, когда мы читаем об участи Литвы в войне против Москвы в начале XVII века, мы должны отдавать себе отчёт в том, что это были не какие-то там банионисы и каспарайтисы из Прибалтики, а жители современных Минска, Гомеля, Брянска, Орла и Воронежа. Ну, разумеется, там были и уроженцы Ковно (Каунаса), Вильно (Вильнюса) и др.
Кроме того, заодно с этими литовцами были и главные организаторы Порухи: жители Львова, Ковеля, Люблина, Варшавы и Белостока. Но были ли они поляками?
Поляки
С поляками тоже всё сложно. Принято считать, что это наследники тех, о ком писалось в русских летописях, и отчасти это так.
«Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне».
Но из этого следует, что современные поляки и те ляхи, которые в 1610 г. засели в Московском Кремле, - это не одни и те же люди. Точнее, современные поляки являются только какой-то частью потомков тех интервентов, которые когда-то оккупировали Москву.
В XVII веке ещё не существовало государств современно типа, если вы помните. Польши тоже не существовало. Однако были государи, которые владели не только землями южной Балтики, но и черкасами и литовцами. Вот из этих-то туземцев и состояла большая часть войска польского.
Само польское государство, хоть и было одним из сильнейших в Европе, но оно не перечило воле тогдашнего гегемона - государства свеев (север Балтики), готов и вандалов (запад южной Балтики и часть современных Германии и Дании). По сути, Швеция стремилась завладеть всей Западной Европой и северо-западом современной России, а Польша медленно, но верно расширялась на восток, и ей даже почти удалось установить свою власть в Рязани и Москве.
И именно с земель, подконтрольных Москве, из Ярославля и Костромы, польская экспансия направилась навстречу шведам, к Онеге и Белому морю. Но собственно ляхов там и не было. Там были рекрутированные туземцы из литовцев, черкасов и воров. Кто такие литовцы и воры, мы теперь поняли, осталось разобраться с черкасами.
Черкасы
Это тоже туземцы, только населяли они территории, которые частично теперь считаются исконно украинскими, а в те времена были таким же придатком поляков, как и Литва.
По большому счёту, это была часть той же Литвы, где-то между Кальмиусом и Доном. Да ещё и степи на правом берегу Днепра, населённые черкасами. Вот потомки тех черкасов теперь верят в то, что они украинцы и настоящие славяне, а москалей они считают угро-финнами и вообще «ордой».
Ну, а кем же считали себя сами москали, или, как их называли поляки, московиты?
Древняя нация москвичей
Для того чтобы весь абсурд вопроса проявился в должной мере, задайте невинный вопрос кому-нибудь из кандидатов в доктора:
«К какой нации относили себя древние новгородцы, тиверцы (тверичи) или смоляне»?
Уже слышу чей-то нервный смех…
Вот и ответ на множество вопросов о происхождении «древних» наций и государств. Пусть никого не вводят в заблуждение надписи на старинных картах. Если вы видите надпись «скифы», «сарматы» или «черемисы», то это с высокой долей вероятности не название государств, не катойконимы и даже не этнохоронимы, а «дикое поле», населённое множеством племён, имеющих общее название.
Если вы видите на карте Новгород, Тверь или Москву, то это, скорее всего, города-государства. Катойконимы жителей этих городов - новгородцы, тверичи, и, соответственно, москвичи (по-польски - московиты).
Но во владении многих «полисов» находились обширные территории, населённые туземцами, этнохронимами которых также являются новгородцы, тверичи и москвичи.
Рассмотрим вопрос на примере Новгорода. Появился новый город, и в нём стали селиться как жители окрестных земель (кривичи), так и приезжие готы, свеи, русь, чудь, вандалы и пр. Они все - новгородцы. По соседству с ними жили те же чудь, водь, русь, кривичи, талабы и др. племена. Их названия -этнохоронимы. Но в это же время там жили и псковичи, тверичи, полочане и т. д. Их названия - уже катойконимы. Но все вместе они - НОВГОРОДЦЫ. Не русские, не белорусы и не казахи. Они НОВГОРОДЦЫ, и точка!
Ровно то же самое можно указать и на примере Москвы. По мере роста Москвы и территорий, которые платили ей дань, московитами постепенно стали и ВолодиМерцы, и переславльцы, и галичане, и муромчане, а со временем и вельчане с вологодцами и колмогорцами. То есть часть новгородцев (подданных Великого Новгорода) превратилась в московитов и стала платить налоги Москве. Уж не знаю, спали ли они спокойно, но под Москвой было всё-таки лучше, чем под ляхами.
А главный смысл Дня народного единства, который мы теперь пытаемся отмечать 4 ноября, заключается именно в этом:
Не Ляхи с Белой Ордой взяли себе нынешние русские земли, а именно Москва. А после объединения под властью Москвы огромных территорий, которые ранее не имели своей государственности, общее название страны стало не Московия, что логично, а Россия, что справедливо. Потому что подавляющая часть подданных Москвы оказалась именно конгломератом из чудских племён с общим названием русь и с самой большой территорией под названием Руссия.
Если бы не это событие, то не было бы сейчас ни коми, ни татар, ни прочих угро-финнов. Везде были бы одни только поляки. Даже литовцев не осталось бы. Не физически, разумеется, а в истории. Точно так же, как не осталось могуллов и тартар. Но это уже другая история.
Поэтому искренне поздравляю всех россиян с праздником!
Судрома, 17 ноября 2024 г.
П.С. Я мечтал опубликовать эту статью накануне 4 ноября, но желания не всегда совпадают с возможностями.