Продолжение.
Читать первую часть Жительство их было у озера Могилла, что между Чину (Китаем) и Индиею. Оттуда идучи, оставив за спиной Чину, нашёл он на морском берегу посреди скал много отважных народов, которыми правил Итбурак-Хан. Воины хана были такие искусные и отважные, что отступил Огус -Хан в земли про меж двух рек.
Дворец Великого Хана. Фонтан в виде трубящего ангела, это так по "монгольски"... Да...
Как обычно, в походе со всеми офицерами шли и их жёны. Тех, жён, мужья которых пали в битвах, принимали к себе другие офицеры. А один из убитых воинов, оставил свою жену беременной. И когда пришло время разрешиться от бремени, ушла та женщина в лес, отыскала большое старое дерево, и залезши в дупло, родила там сына.
Хан уведомился сей новостью, и сразу взял к себе на попечение родившегося мальчика, потому, что отец его сложил голову за него. Нарёк приёмного сына прозвищем Кипчак, что значит на старом турецком языке «пустое дерево», и учил его воинским премудростям до тех пор, пока Кипчак сам не стал отменным воином.
Тогда Огуз-Хан дал ему доброе войско, и отправил их воевать на
- Руссов,
- Улаков
- Маджагров
- Башкирцев
живущих на реках Тина (Дон, берущий начало в озере Иван), Ателла (Кубань), и Яиджика (Яик - Урал). Те места на века закрепились за народами, которых стали звать кипчаками, и никакие другие народы никогда больше не владели этими землями. А все казаки родом от кипчаков.
Через семнадцать лет Огус - Хан вновь пошёл войной на Итбурак-Хана, и на этот раз победил. Хана повеле умертвить, а подданных казнить только тех, кто не отказывается принять закон истинный. С остальными обошёлся великосердно и по отечески.
Затем возвратился, и стал жить на индийских границах, около Талаша, Саирама, Ташкента, Самарканта и Бухарии. А сына послал с некоторым войском в грады Андижан и Туркестан. По прошествии шести месяцев сын вернулся с победой, взяв эти грады.
Тогда Огус-Хан отправился к Самарканту, взял его, и учинился владыкой всей Бухарии. Затем, в середине зимы взял грады Балка и Хор (юг Хабаровского края), где великая стужа была, и снегов не мало выпало. Весной, когда в Хор пришло тепло учинил Хан военный смотр, и оказалось, что не все воины в строю. Стал искать пропавших, но те пришли в скором времени, и рассказали, что в пути отстали от основного войска, потму, что снег так всё заметал, что следов на нём не оставалось, и они заблудились, и долго плутали пока не наши дорогу к Хору. Огус посмеялся, и дал им прозвище Карлики, что значит «снег».
Оттуда повёл своё войско Огус-Хан к Кабуллу, Гасменю и Кашмиру, городы, которые очень славны, и стоят к северу от Индии. Правитель Кашмира с именем Ягма, уведомился о походе Огуса, и со своим войском занял горные ущелья, проходы и реки. Целый год Огус-Хан не мог пройти через заслоны, но преодолев их, умертвил Ягму, а жителей Кашмира порубил. Затем через городы Бадагшан и Самаркант, вернулся в собственные владения.
Долго готовил большую армию, и собрав достаточно припасов отправился покорять Иранские городы Шам и Миссер. По пути встретул у Талаша своих воинов, отставших от войска, во время возвращения из Кашмира. Старший офицер рассказал, что в пути его жена начала рожать, и так отощала, что не стало молока для кормления младенца. Тогда он сделал остановку, чтоб добыть зверей и птиц, чтоб накормить жену, и та смогла выкормить наследника. Огус смеялся, услышав его сказ, и дал офицеру прозвище Калл-Лач, понеже калл означает остаток, а ач - голодный.
Перешед реку Аму, Огус-Хан осадил иранский город Хорассан. Правителем там был Каюмарс, но умер до совершеннолетия наследника, по имени Гаушана. Вельможи за его трон воевать начали, тем Огус и воспользовался.
После взятия Хорасана, пошли в земли Иранские, Адирбеинджанские и Армеенские, где городы, какие сами покорились по договору, а какие приступом взяты были.
В городе Шам (Дамаск), Огус-хан тайно послал верного слугу в лес, чтоб он на восток закопал золотой лук, так, чтоб немного виден был, а на запад три золотых стрелы. Потом позвал сыновей, и отправил их на охоту, послав Киуна (Солнце), Аи (Луна) и Юлдуса (звезда) на восток.
А сыновей Кука (небо), Тага (гора), и Чингиса (море), послал охотиться на запад. Трое старших сыновей с востока вернулись с богатой добычей, и золотым луком, который они нашли, и младшие сыновья с запада, так же принесли обильно дичины, и три золотых стрелы. Хан был доволен сыновьями, и приказал им находки разделить про меж собой поровну.
Затем повернул войско на родную землю, проходя через покорённые городы, в которых оставались его гарнизоны, и всех повёл домой. При этом, к побеждённым проявлял любовь и великодушие. Вернувшись, приказал заколоть 900 лошадей и 9000 овец, разбить великий шатёр, украшенный золотыми яблоками и каменьями, и принести в него 99 мехов с питьём, из которых 90 с кумысом, а 9 с горячим вином (водкой, выгнанной из кумыса).
Пир был на всё державство, в шатре были все сыновья Огуса, вельможи и старшие офицеры. Сыновьям напомнил, как они сыскали лук и стрелы, зарытые в лесу при Шаме, и повелел старших сыновей звать Бюссюками, что значит «переломленный», а младших - Уч-Окками, что означает «три стрелы» («сокол» Рюрика).
И сказал, что сие есть не слепой случай, но воля Бога, а по сему старший сын Киун назначен быть Великим Ханом по смерти Огуса, и лук означает власть ханскую. Стрелы же означают послов Хана, направленных из золотого лука державного. Быть до скончания Рода во главе потомкам Бюссюков, а Уч-Окковым наследникам быть их подданными во веки.
Каждого отличившегося, хан наградил городами и землями с подданными, а простых воинов одарил серебром, золотом и каменьями. Мирным людям на улицах выставили телеги с яствами и питьём, и все долго пировали, и славили своего Хана.
(Чёрт меня раздери, если с Огус-Хана европеи не «слизали» образ Македонского - моё прим.)
Глава 3.
Огус - Хан умер после 116 лет правления, и великим Ханом стал Киун, по завещанию. При его дворе остался старый мудрец, из Джунгаров, который был советником. Он сказал Киун-Хану, что до тех пор будет процветать царство Огуса, пока они с братьями не ссорятся. Как только начнутся распри, потеряют они всё, и городы, и провинции, и подданных, а главное - честь.
По совету старейшины, Киун созвал великий пир, и позвал на него всех кого только можно, чтоб на миру, не таясь, поровну поделить наследство между шестью братьями у каждого из которых было по четыре сына. Всего на 24 доли. Да так, чтоб по справедливости, и всем поровну было.
Поставили великий синий шатёр с золотыми яблоками, доставшийся от отца, а вокруг - шесть белых палаток. Вкопали два дерева по 40 сажен вышины, а на вершины их поставлены были золотая и серебряная курицы. Бюссюки среляли стрелами несясь во весь опор по золотой курице, а Уч-Окки по серебряной. Тем, кто попал, Киун-Хан дал довольное вознаграждение. А потом был пир по обычаю предков, когда кололи 900 лошадей, 9000 овец, и 99 мехов с вином и кумысом. И наследство Огус-Хана публично поделили поровну. Но досталось не только 24 прямым наследникам, но и тем из детей, которые были рождены от наложниц.
Прямые наследники Огус-Хана:
1) Сын Киун-Хан,
Внуки:
- Каги
- Боят
- Алкаадули
- Караюли
2) Сын Аи-Хан,
Внуки:
- Ясир
- Яфир
- Додурга
- Дутар
3) Сын Юлдус-Хан,
Внуки:
- Ушарб
- Качик
- Бегдали
- Каркин
4) Сын Кун-Хан,
Внуки:
- Баендер
- Бачина
- Чаулдар
- Чебни
5) Сын Таг-Хан,
Внуки:
- Салур
- Имар
-Алаюнчи
- Ушгар
6) Сын Чингис-Хан,
Внуки:
- Игдер
- Буйдус
- Аува
- Каннек
Каждый из шести сыновей Огус-Хана имел по четыре незаконных сына, среди которых были: Юрачи, Турунко, Корчаик, Сверчик, Каскет, Кергиз, Такин, Мурда, Шуй.
70 лет славно царствовал Киун-Хан, а после смерти его сменил брат Аи-Хан, затем Юлдус-Хан (не брат, а тёзка, но того же дому). Затем наследство взял Менгли-Хан, умерший в глубокой старости, передав правление Тиньис-Хану.
Тиньяс-Хан в старости сложил с себя корону, чтобы предаться богослужению, и передал её сыну своему Илл-Хану. (Почти как Александр I). А Илл-Хан долго потом царствовал над Могуллами.
Глава 4.
Илл-Хан, и Сиунч-Хан государствовали в одно время. Первый был из Рода Могуллова, второй от породы Тартар-Хана. Оба постоянно воевали друг с другом, причём Сиунч, вечно проигрывал. Тогда отправил он послов к сильному государю Хану Кергизскому, чтоб выступить против Илл-Хана общим войском.
Но Илл-Хан уведомился о сговоре, и занял выгодную позицию. Неприятельское войско было во много крат больше, но так и не смогло выбить из укрытия воинов Илл-Хана. На следующий день всё повторилось, только соратники сделали вид, что побеждены, побросали оружие, и поскакали прочь. Воины Илл-Хана воодушевились. Думая, что сейчас догонят и разобьют татар и киргизцев, и устремились догонять отступающих, но там была засада. Войско могуллово было окружено, и полностью порублено.
С тех пор государство Могуллов перестало существовать.
Читать продолжение... Посетителей: