Там на неведомых дорожках... следы невиданных людей

Aug 27, 2015 17:14

Оригинал взят у chediz в Там на неведомых дорожках... следы невиданных людей
Как говорится - случайности, отнюдь не случайны. Недавно вышли статьи Андрея: http://kadykchanskiy.livejournal.com/390729.html о "хане Хубилае". Как раз в этот период я был в Мурованых Куриловцах. Фотик под рукой. Дёрнуло меня настоять - пройтись к "панськой садибе". Сказано - сделано. Несколько километров по склонам, усыпанных кремнием (в Мурованых кремния - просто жуть, им просто насыпают дороги) и тихого мата - потому что по этой острой и не поддающейся эрозии породе пройти без единого спотыкания невозможно. И вот я на месте.

Поход не планировался, поэтому оптика была стандартная, вспышки вообще небыло - не брал широкофокусник, а зря. Мог бы захватить другие ракурсы. Но, как говорится: "дареный конь лучше чем вообще никакого".

Пришли мы к "усадьбе" уже в сумерках, некоторые фото приходилось делать в длинных выдержках, уж не обессудьте, к таким вылазкам надо готовиться. Я же попал туда экспромтом.

Что меня "зацепило"? Это последний-первый снимок в статье Андрея. Вот он:



Такой себе орёл на чеканке, или отлитый. Смотрю на эту статью и сразу же: "Упс, а ведь сфоткал такое же... надо ж, как синхронненько всё получилось".



Поздняя история "садиби" или "усадьбы" плачевна. В ранее советское время пана, как было повально, расстреляли, семью куда-то дели, а на территории основали интернат. В более позднее время на террасе этого интерната гуляли свадьбы дети высокопоставленных раённых бонзов. Простым смертным можно было просто полюбоваться со стороны торжеством или отместиться честью быть приглашённым на гуляния. В общем, единственная свадьба о которой осталась у людей память - как дочь какого-то там раённого самого главного мента напилась до чёртиков, сорвала фату и убежала с празднования собственной свадьбы с любовником, оставив новоиспечённого мужа смотреть гостям в глаза. Больше народ ничего не запомнил. Что ж, память она избирательна, это точно.

Годы шли, фасад неумолимо рушился, и сейчас эта "усадьба" имеет совсем не праздничный и уж тем более не дворянский вид:





За долгие годы соцреальности всё внутреннее содержание этого комплекса растянули "добрые люди", поэтому говорить о интерьере, о всякой красивости и роскоши внутри - просто не получится. Бывшие, возможно и аутентично расписанные или вылепленные, декорации нещадно были сбиты, закрашены "советской маслянной по три рубля за банку" и сданы в долгую эксплуатацию смотрящим за беспризорниками.

Но даже в этой обваленной и почти превращённой в пыль память архитектуры чётко видно "греческий стиль". Квадратные окантовочки вверху, сбитые вставки, декоративные колоны... можно только попытаться представить - каким это здание было ранее:







Перед самим же центральным входом, в остатке подобия парка, стоит одинокий кремнеевый фонтан, где остался малый постамент под статую, которой давно уже нет в этой композиции:



До нашего времени дошли лишь слухи, что бывший пан отдавал особое значение кремнию. По стечению осбстоятельств - в нескольких километрах от "садиби" есть чистейший источник, который по песчаникам стекает в синее озерцо. Это холодная и проточная вода. Она проходит не просто через природный фильтр известняков, песчаника, но и обогащается кремниевыми породами. Само озерцо синее потому, что на его дне лежит синяя глина. В чистом виде если её нанести на кожу - можно получить ожёг. Вода на столько кристально-прозрачная, что кажется до дна всего лишь метр. Но берёшь жердину трёхметровую и она полностью уходит под воду не касаясь дна.

Говорят, пан люил по утрам купаться в том озерце. Надо заметить - для такого надо дюжее здоровье. Вода то ключевая... Фото озерца не прикрепляю - так как в тот день физически не смог бы к нему попасть, даже если бы и сильно захотел. Надо будет порыться в старых архивах - где-то оно всё-таки есть на кадрах.



На рядом пристоящих сооружениях можно увидеть обвитые вьюном и зарастающие кустами старые стены. Да, когда-то здесь было не сочетание кирпича и камня, а прочный, из кремниевых пород и отборного перекристаллирзированного песчанника, мур (стена). От него остались, к сожалению, одни воспоминания. Опять же - "добрые люди" быстро растащили строительный материал.







Самое интересное - бывшая конюшня заслужила гораздо большего внимания "реконструкторов", чем "усадьба". По крайней мере - внешняя штукатурка и новая крыша придаёт ей более культурный вид.



Но если на конюшне можно встретить декоративные вставки в стиле подражания "античности", то можете представить - что могло быть варварски содрано с главного здания.



Рядом с "усадьбой" есть не менее интересные места, вокруг да около которых любят до сих пор сниматься новобрачные. Их на самом деле не много, но они... как бы точнее сказать... какие-то до боли знакомые, чтоль:









Немного побродив по этому прилежащему парку шли обратно, как меня осенило: "Ба! А под терассой этого сооружения усадьбы есть ещё целый этаж"!





Представляете? Там под всем этим зданием внизу вообще отдельная самостоятельная супер-конструкция, которая на себе держит махину с колонами.

Уходил с территории этой "усадьбы" чуть не кусая себе локти. Я не смог взять ракурс интересного выского моста - его просто закрыла дикая зелень, не смог взять как хотел этот нижний мирок разрушенной "садиби", хотел зайти со стороны озера, чтоб показать весь комплекс - но там просто все подходы загадили местные мусоро-выкидатели. Не взял штатив. Не учёл время суток. Упустил, одним словом. Упустил, как кажется, что-то действительно важное. Поэтому... придётся всё-же вернуться и сделать нормальные снимки. Что поделать... за собственную глупость приходится платить.



По дороге обратно шёл, почему-то не выпуская из головы тот самый столбик с птичкой. Это символ? Своеобразное клеймо? Опознавательный знак, который оставлен вот так - просто с поверх нанесённой извёсткой? Намёк? Но почему тогда разобрали стены, а столбик оставили? Да и могли ли "деревенские рабы-крепостные" вообще построить такой комплекс? А если не могли...

...расстреляли. За что? Сколько люди в Мурованых не переговаривались слухами - пан всегда в рассказах выступал не как помещик-самодур, а именно как лидер. Первый на жнивах, работал за десятерых. Любого работника с прямыми руками задаривал козами, коровами, лошадьми, налажевал мастеровые традиции - прикреплял к умельцам подмастерье, выдавал жалованье и своеобразный соц-пакет тому, кто перенимает ремесло.

Когда доходило дело до полевых работ - садил за стол рабочих и смотрел - кто как ест, в каком настроении, о чём говорит, как реагирует. И если чуял что человек в упадке, по каким-то своим причинам и критериям оценки - отсылал домой. Для людей это было что-то вроде обиды: пан отослал обратно, значит что-то с этим человеком не так.

Да и небыло там такого понятия, судя по разговорам и остаткам воспоминаний, как "крепостные", "рабы-крестьяне". Нагайкой - то да. Говорили - бывали случаи, когда человек до крайности доходил - гнали в поле плетью. Зимой же что такой будет делать? Воровать, потому что кушать то нечего будет. Но и с работ получал свою долю. Долю всего - хлеба, одежды...



Отдельный материал, конечно, можно собрать просто проехавшись по старым заброшенным сёлам. Среди них есть огромная бывшая разваленная каменная мельница у высохшей речушки. Можно по ней оценить масштабы тогдашнего подхода к производству даже в таком малом раёнчике. Там даже угадываются сгнившие гигантские жернова. Можно попасть на место бывшей турецкой или русской крепости, походить по полю сражения или просто побездельничать с металлоискателем...

Под конец я просто сделал снимок прачечной и со своими странными мыслями направился обратно.

Архитектура. Всегда один и тот же почерк - "античный стиль". А ведь и в Виннице есть масса "античных" декораций. Театр Садовского, к примеру, про катакомбы которого ходили городские слухи и легенды. Заваленные землёй так называемые "цокольные этажи" некоторых зданий, под новой штукатуркой которых угадываются массивные блоки первых этажей. Была когда-то старая каменная ледяная башня, которая городом использовалась, судя по слухам, для сохранения льда в лето. Но её перемуровали поверх новым декоративным кирпичём и из прилежащего здания сделали "пенхаус"... прямо на территории бывшего комплекса монастыря. Или не монастырь это был? Не может же церковный двор в маленьком провинциальном городишке тянуться почти с километр? Или может?

Будете на аналогичных местах - смотрите под ноги. Может там где-то среди цветов или зарослей найдёте клеймо то ли сокола, то ли орла... оно, по идее, должно быть одинаковым.

Посетителей:

Дороссияния, Символы, Украина

Previous post Next post
Up