Как известно, дыма без огня не бывает. Любая, даже самая сказочная история, имеет под собой реальную основу. Пытаясь понять, происхождение псковской городской легенды о тени Князя, мне открылись любопытные факты, на основе которых сложилась вполне правдивая, подкреплённая документами, малоизученная страница истории Псковской средневековой республики.
Гремячая башня на Запсковье.
Хоть и называют экскурсоводы эту башню Гремячей, но как известно, из песни слов не выкинешь. На самом деле это Космодемьянская башня, и имя ей дано по ближайшему храму. А храм этот поставлен, в честь святых Космы и Дамиана. И места для тайн и загадок, тут в общем то нет.
Башня сравнительно молодая, Псковской летописи читаем: «В лето 7033 (1525 год) повеле князь великий Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекой на кручи, и того лета сделаша тайник».
С чего же псковичи так упорно называют башню Гремячей, или попросту: - «Гремячка»? Тут я в который уже раз, столкнулся с феноменом народной памяти. Историю можно переписывать бесконечно, но события, которые затронули жизненные интересы большого количества людей, невероятно живучи!
«Отформатировать» информационное пространство, часть которого «имплантирована» в гены народа невозможно. Предлагаю результаты собственной попытки восстановления, удалённой информации. Для начала, легенда первая.
Тень Князя
Давным-давно, когда ещё в Плескавии набеги чужестранцев были большой редкостью, народ мирно занимался земледелием, скотоводством и ремёслами. Дружина в граде была небольшая, и состояла в основном, из молодых и неопытных мальцев, в схватках с ворогами никогда ранее участия не принимавших. Но вот однажды, орда ливонская внезапно вторглась в пределы Изборской крепости, и перебила всю дружину. В том бою изборяне потеряли восемьсот молодых воинов.
Но один из дозорных успел доскакать до Плескавы, чтоб попросить подмоги у тамошнего Князя. Дружина вышла из крепости, но была сметена неприятельской конницей, и буквально по трупам кривичей, тевтоны въехали в беззащитный город. При этом, Князь, весь израненный, попал в плен, и был заточён в высокую башню, которая стояла на вершине Лапиной горки на берегу речки Плескавка. Воевода ливонский сказал, что будет князь до смерти слушать, как его народ стонет и зубами скрежещет в рабстве у захватчиков.
Но Князь, каждый день звенел цепями, сковывающими его запястья, стоя у окна на вершине башни. И народ в городе слышал этот звон, и каждый понимал, что Князь призывает всех восстать, и наказать неприятеля. Долго раздавался над Плескавой грустный звон.
Много слёз и крови пролито было до тех пор, пока ополченцы не восстали с оружием в руках против тевтонской орды. Но мало их было. Оружия и доспехов не было на каждого. Поэтому мечи добывались в бою, и обращались против вражеских воинов.
И вот наступил такой момент в битве, когда враг начал брать верх над защитниками города, казалось вот - вот сопротивление будет сломлено, когда вдруг грянул гром с небес, и молния ударила прямо в башню, в которой Князь стоял у окна, и всё звенел и звенел своими цепями. Все обернулись, чтобы посмотреть на окно башни, и отчётливо разглядели на крыше огромный тёмный силуэт великана.
Все сразу узнали княжескую стать. Тёмный воин стоял, расправив плечи, и без устали махал над головой длинным острым мечом.
Тевтоны попадали на колени от ужаса, и начали неистово молиться, а защитники Плескавы, стали втрое сильнее! Исход битвы был решён мгновенно. Враг был повержен.
Горожане тут же бросились в башню, чтобы освободить от цепей своего Князя - заступника, но нашли лишь его белые косточки, лежащие рядом с тяжёлыми оковами.
Вот как Князь, попав на небеса, помог живым освободиться от захватчиков. А башню с тех пор, так и прозвали "Гремячей". Говорят, что и до сих пор, один раз в году, в день смери Князя, в башне слышен грустный тихий звон. И в Пскове есть люди, которые клянутся, что слышали его.
**************************
Много позже, когда настоящая Гремячка была полностью разрушена, название "по наследству" перешло к Космодемьянской башне, ведь она была построена почти на том самом месте, где гремел в прежней башне цепями Князь. Ну или его призрак там гремел, не важно.
Это, собственно, легенда. Но что же легло в её основу? Нет проще задачи, решил я, открывая «Старшую рифмованную хронику» Ливонского ордена 1290г. Документ тот ещё, конечно. Сохранился, как всегда, только список 19 века со списка 16, тем не менее, сопоставив с нашими летописями, установить хотя бы имя Князя будет не сложно. А вот и не попал я! Всё гораздо сложнее, но и одновременно проще.
На самом деле в основе легенды о тени Князя, лежит крестовый поход рыцарей Ливонского ордена 1240г. На самом деле они перебили гарнизон Изборска, на самом деле захватили Псков, предварительно перебив защитников, самих вышедших им навстречу из крепости. Это была, скорее всего, тактическая ошибка Князя Псковской дружины, либо трагическое стечение обстоятельств. Князь не мог знать, что тевтоны выдвинулись из Изборска в полном составе. Т.е. отсутствие объективных разведданных, не позволило принять правильное решение. Тактическая ошибка стоила страшных потерь. Город на два года попал под влияние крестоносцев.
Рыцари Тевтонского ордена, на средневековой гравюре из Пруссии.
А вы думали, что они рогатые вёдра на головах носили?
И вот эти-то самые ребята, и крестили Русь… Нет, делишки «Владимира Красно Солнышка», я со счетов не списываю. Только вот Северо-Запад Руси оставался языческим очень и очень долго. И именно потому, Князь, чья тень появилась на вершине Гремячей башни, в самый драматический момент битвы, подвергся забвению в Русской истории.
Как может такое быть, что Александр Невский канонизирован Православной церковью, а тот, кто двумя годам ранее Ледового побоища сложил голову в бою с теми же «псами рыцарями», даже лишён имени!?
Всё становится ясным, после прочтения «Рифмованной хроники». В ней, тевтоны, себя называют «meth Chryslen Volcke» (Христиане), а русских просто - «die Pleskauer wollenn». Т.е. они шли на Плескаву для того, чтоб обратить их в веру Христа. И Князь Плескавии, был по их мнению, поганым язычником.
Вот, почему память о Князе, вымарана из Русской истории. Между тем, нам ведь известно его имя… Князя звали Юрий Мстиславович Смоленский. Но кроме имени, и времени княжения в Плескавии (1238-1240гг.), о нём неизвестно практически ничего. Ну неудобная личность для официальной истории, согласно которой, в 13 веке Русь вся сплошь была христианской.
Открылись мне И ещё некоторые любопытные детали. Например, в русских источниках не встретишь упоминания о том, что некий Князь Ярослав участвовал в крестовом походе 1240-1242г. на стороне тевтонов. А вот в «Хронике» ордена отсутствует указание на руководителя похода. Там сказано просто, «Магистр». Но это дезинформация. В то время в ордене вообще не существовало такого титула.
И вообще, орден имел штаб квартиру в Риге, а не в Пруссии. А в Риге, как известно, жили не латыши с латышками, а много племён, основой которых были кривичи (в латышском языке, по сей день русский это - krievu), те самые, которые населяли всю Плескавию. Т.е. это был один народ!
И Ярослава вытравили из истории ордена за то, что он был krievu, т.е кривич. Ведь кривич, это русский! Кому же хочется, чтоб «председателем» ордена великих предков великих немцев оказался русский князь Ярослав?
Вот какая коллизия получается. Нападавшего «забыли» за то, что он был кривич, принявший католичество, а защитника «забыли» за то, что он это католичество принимать отказывался! Чудны дела твои, Господи!
По сути, это была самая настоящая гражданская война на религиозной основе. Попытка «Евросоюза» наложить лапу на жирный кусок пирога. И «западены» из Латгалии (почти Голичины) устроили АТО в мятежной языческой провинции, отказывающейся от европейского Иисуса и их демократии. Но естественно, у всякой войны рычаги то экономические. Так католическая церковь прибирала к своим рукам всё новые и новые сферы влияния, откуда можно качать деньги легко и безопасно.
Ну а теперь, можно рассказать и ещё пару легенд, связанных с Гремячей башней.
Читать продолжение