№ 862, 863, 864, 865, 866
Освобождение: Огненная дуга
Освобождение: Прорыв
Освобождение: Направление главного удара
Освобождение: Битва за Берлин
Освобождение: Последний штурм
Начал с 9 мая пересматривать "Освобождение" в который раз. Эпопея как она есть, снимаю шляпу. Надеюсь, пересказывать не надо тему? Все наверное приобщались к этим пяти кинокартинам, которых я, уж простите, одним постом окучу. Эпичная конечно эпопея получилась, с широкой кооперацией, аналогов как-то не вспоминается. Вбухано средств немеряно и это пронзительно видно. Фильм снимали фронтовики и в кадре удивительно мало лажи (к неаутентичной технике придираться не буду, её тупо не было для таких масштабов, ладно хоть "мосфильмовских тигров" наклепали несколько штук). Много, я бы сказал, даже очень много толковых и продуманных ударных сцен, где всё чудно - не убавить, не прибавить. Мощные пласты событий раскрываются более или менее детально. Довольно интересен "сквозной" сюжет с капитаном-артиллеристом на фоне эпохальных событий. Очень понравился звук и необычная музыка неведомого мне композитора Левитина.
Но мои восторги касаются только тематик: "поле боя" и "проклятых фашистов". Прочие "международные дела" смахивают на поверхностную "энциклопедию юных сурков". Явно лишняя и фальшивит иногда вскакивающая "партийная линия". А бесконечные заседания "генштаба" вообще каким-то кукольным театром показались, шибко уж все участники там деревянные. Ещё заметил, что режиссёр Озеров весьма неприкрыто прётся со Сталина с Жуковым (а ещё с танкистов). Хочется отметить очень смешные, на мой взгляд, рукопашные схватки. Но это детали, а в общем и целом данная серия фильмов является именно, что "золотым фондом" советского кинематографа. Хотя мне всё-таки больше понравились начало и конец, там баще с драмой.
Видите, как у проклятых фашистов заседания проходят динамично и с огоньком? Лучший Гитлер мирового кинематографа - Фриц Диц! Он люто ненавидел изображать своего персонажа, но двойная ставка по зарплате решала.
А у нас картино-маслянная монументальность. Что характерно, всякие "штабные" сценки были ч\б, а "война" непременно цветная.
Поле боя, так ПОЛЕ боя! Масштабы ныне похоже недосягаемы. Вот только смущала категорическая авторская неприемлемость маскировки боевых единиц.
Правда с этого ракурса (с вертолёта) лично мне виделось это галимым полигоном, а иначе как обьяснить массу следов перед наступающей техникой? Наследил отступающий враг?
Красавец жеж!
А против него наш капитан Цветаев. Вторая главная роль артиста Олялина, годного киномужика.
Его экранная зазноба санитарка Зоя, которая в исполнении Голубкиной в начале эпопеи совершенно не исполняла своих прямых обязанностей, а только бегала и причитала по своему хахалю.
В фильме не только вернули на киноэкраны Сталина, но и впервые показали Власова, правда умолчав его фамилию в ролях.
А вот Черчилля, например, исполнял дрессировщик Дуров, зато похож! Это кино ценно ещё тем, что исторические персонажи показаны максимально достоверно внешне.
Барбара, наша, Брыльска и Францишек, наш, Печка.
Прикольный, но очень затянутый эпизод с немецким зоопарком.
В ролях руин Берлина руины Берлина. Оказывается в начале семидесятых такое было довольно массовым явлением!
Говорят, даже сцены в рейхстаге снимали в настоящем рейхстаге!
А в роли затапливаемого берлинского метро подмосковный шлюз.
Гитлер капут!
Воистину капут!
Слава Героям!
Мосфильм, Zespól Filmowy "Start", Avala Film, DEFA, Dino de Laurentiis Cinematografica
Реж. Юрий Озеров
Сцен. Юрий Бондарев, Юрий Озеров, Оскар Курганов
Акт. Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко
IMDB ~ 7,3IMDB ~ 7,4IMDB ~ 7,7IMDB ~ 7,3IMDB ~ 7,4