№697 Лес богов / Dievų miškas
Расширяем, так сказать, географию. Литва вот подтянулась. А в Литве был такой писатель - Балис Сруога, учившийся некогда в ВУЗах Петрограда и Москвы, изучая литературу и прочие гуманитарные дела. Во время немецкой оккупации в качестве профессора был заключён в концлагерь «Штутгоф», что возле Данцига (нигде, кстати, не нашёл конкретной причины заточения). После освобождения Красной армией вернулся в Литву, где написал книгу о своём житье-бытье в лагерных застенках. Проклятые коммунисты положили книгу на полку, мотивируя, что за ироничной подачей суровой действительности не видно борьбы за свободу честного человека, а потому издали её только через десять лет, уже после смерти автора. Вот по этой книге и было поставлено рассматриваемое ныне литовско-британское кино.
Не знаю кто глючит: те коммунисты или режиссёр-сценарист Пуйпа? Никакой иронии, сатиры и прочих сарказмов в фильме не наблюдал. Наблюдал относительно пристойную "концлагерную" драму со всеми стандартными атрибутами, пусть и дёшово "сколоченными". Фильм изрядно монотонен, но главгерой чутка скрашивает, эмоциональный такой получился. Некоторые второстепенные тоже местами искромётят, на литовских актёров в целом грех жаловаться. Вот только этих "второстепенных" было очень много и мало кто из них запомнился, а ещё раздражала подача всех действующих лиц в фильме - на экране их сначала запечатлевал лагерный фотограф, со всеми ужимками, притопами и прихлопами, а закадровый голос давал характеристику. Режиссёрская находка, мать её. Но я осилил, а куда деваться?
Гестапо забирает отца и мужа. Насколько я понял из фильма причину: недостаточно лояльно к оккупантам преподавал в университете. Из любопытного: супруга муженька не дождалась - при подходе Красной армии как-то умудрилась слинять в Америку и совместную жизнь на этом закончила, заржавела видать любовь.
Профессор в недоумении от выданной униформы и начинает подозревать, что попал вовсе не в сказку.
А вот "весь вечер на арене" фотограф.
Так он снимает "контингент".
А так "обслуживающий персонал".
Коменданта лагеря и его гейшу (из заключённых) сфотографировал в эксклюзивных антуражах. Стивена Беркоффа я недавно видел в роли Гитлера, поэтому в исполнении мерзавцев он наверное впереди планеты всей.
Но в фильме главными сволочами показаны "капо" из поляков. Вот этот самый яркий из них - Вацек.
Но были и приличные "кнуты". К примеру данный уголовник, который поведал профессору азы выживания и вообще благоволил, жалко, что потом повесился. Заключённые корчуют пни в "Лесу богов" (это к названию реплика).
Так что наш профессор тоже скоро вышел в люди, получив непыльную должность.
И похоже единственное, что его мучало - невозможность написать правдивое письмо домой. Упрашивает цензора на почте не зачёркивать всё.
Бытовые зарисовки. "Уж замуж невтерпёж" (женщины в лагере имелись).
После свадьбы те же действующие лица.
Рождество. Не очень понятно - за что повесили женщину, имею в виду не причину, а место на теле.
А вообще "хорошо сидим".
Даже ларёк в лагере имелся.
А потом литовцев ажно объявили "узниками совести" и даже работать не надо было.
Профессора отвезли в город полечить глаза за счёт заведения.
Настало время русских с огнём и дымом и все из лагеря убежали, что узники, что их охранники.
Скоро домой!
Вот и книгу написал, и пьесу в театре ставят.
А ужасные коммунистические функционеры всё зарубили! И кто теперь враг!
И пошел наш герой по воле режиссёра глубокомысленно обратно в лагерь, к умершим товарищам и коллегам.
Baltic Film Group, IMS 6 LLP
Реж. Algimantas Puipa
Сцен. Balys Sruoga, Algimantas Puipa
Акт. Valentinas Masalskis, Steven Berkoff, Monika Bičiūnaitė, Liubomiras Laucevičius
IMDB ~ 7,9