22 сентября, группа террористов была застукана за закладкой гексогена в жилой дом по ул. Новоселов, 14/16 в Рязани. Три мешка, верхний надрезан и таймер на 5-30 утра. Вполне достаточно, чтобы большинство жителей утром уже не проснулись… Но им повезло. Благодаря бдительности одного из жильцов дома.
Были замечены три подозрительных личности, которые вечером таскали какие-то мешки в подвал.
На следующий день, 23.09.1999 г., пресс-центр МВД РФ сообщил, что экспресс-анализ вещества в мешках показал присутствие гексогена. Это был шок. Только что в Москве (8 и 13 сентября) гексоген-тротиловой смесью были подорваны еще два дома, так же ночью, более 200 чел. погибло.
Новость тут же прогремела на всю страну. Областное УВД и ФСБ стояли на ушах и через пару дней вычислили местонахождение подозреваемых (те жили на съемной квартире в Рязани). И тут… головная контора ФСБ на Лубянке выступила с заявлением: это был не теракт, а учения, не гексоген - а сахар, а подозреваемые - сотрудники ФСБ. Они «проверяли бдительность» в стране. С тех пор выражение «рязанский сахар» стало крылатым.
После рязанского случая на программу НТВ "Независимое расследование с Николаем Николаевым" пригласили жильцов того дома, в ходе которого и всплыло огромное количество белых пятен, а ФСБшники в эфире городили какую-то чушь. Кроме того, прямо в эфире объявились подсадные утки - якобы жильцы дома (которых остальные жильцы никогда не видели), утверждавшие что никакого гексогена не было и не нужно разводить панику. После разоблачения они замолчали и слились. Программу Николаева постепенно закрыли, а за самим Николаевым была установлена слежка. последовали угрозы по телефону, он испугался и уехал в Испанию на несколько лет.
Рязанский инцидент пытались расследовать местные журналисты и правозащитники, но на них начали оказывать давление спецслужбы, в результате многие вынуждены были эмигрировать или были убиты.
Click to view