10,12,15 декабря - время говорить о правовой реформе

Dec 10, 2010 09:15

Воспитание ценности жизни человека - лучшая гарантия против пыток, чем статья в Уголовном кодексе
Сегодня, 10 декабря, - Всемирный день защиты прав человека, 12 декабря День Конституции России, а 15 декабря 2010 года Съезд народов Дагестана. Самое лучшее время говорить о правовой реформе в Дагестане.


http://gazeta-nv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5176&Itemid=109&mosmsg=%D1%EF%E0%F1%E8%E1%EE+%E7%E0+%C2%E0%F8%E5+%F3%F7%E0%F1%F2%E8%E5+%E2+%E3%EE%EB%EE%F1%EE%E2%E0%ED%E8%E8%21

Правовая реформа - это преобразование государством идей и принципов, регулирующих общественные отношения. Принятие нормативных документов - это всего лишь метод и форма правовой реформы. Простое списание законов у других стран - это копирование, а не правовая реформа.

С момента принятия 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека прошло 62 года, а с момента принятия Конституции России - 17 лет. Но это всего лишь грамотно составленные тексты, их воплощение в жизнь зависело и будет зависеть от людей, а вернее, от наших правовых ценностей?

Президент России издал Указ от 6 июля 1995 года № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Во исполнение данного Указа было принято Распоряжение президента от 22.08.1995 г. №389-ри об утверждении плана мероприятий по выполнению Указа. Но концепция правовой реформы в России так и не была принята. Этот Указ президента изначально был неправильным, т. к. он предполагал создание сначала нормативной базы, изменения системы судов и правоохранительных органов, а потом только, на шестом месте, правовое воспитание и «укрепление», а не реформирование юридического образования, которое досталось нам от СССР.

Указ был продуктом людей с советской идеологией, выдресированных на понятии, что «право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия» (Большая советская энциклопедия).

Устаревшая прошивка

Если взять отправной точкой Съезд народов Дагестана в ноябре 1992 года, то мы, конечно, должны признать, что формальные признаки правовой реформы в Дагестане налицо. Помимо обновленного парка правительственных иномарок выстроены новые суды, появилась Служба судебных приставов, органы власти республики в погоне за федеральной властью «намолотили» огромное количество нормативных актов, которые породили бесчисленное количество юристов. Но вот высокоразвитые правовые ценности у нас в обществе так и не появились. Через 18 лет, перед очередным Съездом народов Дагестана, у нас опять проблемы безопасности. Нет, нам не угрожают соседи, мы все так же сами себя боимся - ничего не поменялось. Уровень нашей правовой культуры, наши ценности не позволяют нам доверять друг другу.

В быту мы такие же советские люди, только немного хуже. В погоне за социальными пособиями дагестанцы отличились фиктивными разводами и фиктивными усыновлениями. Родители побаиваются детей, которые стали убивать их за неправильную веру. Милиционеры в борьбе с преступностью сами стали преступниками, пытая и убивая. Массовые драки село на село - почти классика криминальной хроники.

В политике у нас почти одна партия, и мы все время боремся с демократами и требуем назначений сверху. Мы везде и всюду говорим о построении правового общества в Дагестане, и отделения религии от государства. Но при этом Минюсту Дагестана вместо запрошенных 30 млн рублей на правовое воспитание дали только 3 млн на 3 года, а на взаимодействие с религиозными организациями из бюджета выделили 80 млн рублей с лозунгами о строительстве правового государства.

Несмотря на наличие в дагестанской истории обычаев демократии, объявление властей республики о проведении Съезда народов Дагестана в «независимых» СМИ вызвало иронию и критику, а в государственных, как ни странно, одобрение. Абсурд.

И это все на фоне новых зданий судов, правоохранительных органов и увеличения количества юристов. Мы похожи на новый компьютер, в котором забыли поменять устаревшее программное обеспечение, но требуют от него решения современных задач. Подключенный к глобальным интернет-сетям наш компьютер с устаревшей операционной системой вместо того, чтобы получить обновление из мирового опыта других стран, нахватался сетевых вирусов и завис.

Съезд как правовое обновление

Реформа - дело государственное, в том числе и правовая реформа. Она в первую очередь заключается в изменении сознания людей, установке ценностных приоритетов, а не в принятии кучи нормативной макулатуры, которая требует обслуживания, что приводит к постоянному увеличению юристов, судов и полиции.

В отличие от 1993 года у нас есть материальные и формальные возможности, у нас есть современный новый компьютер, подключенный к глобальной социальной системе, нам осталось поменять наше программное обеспечение. Нам нужно правовое обновление сознания дагестанцев.

Установка правовых ценностей в нашем социальном программном обеспечении производится не указами и законами, а психологическими актами, перезагрузками. И здесь, как нельзя кстати, судьба дает нам интересный исторический шанс - Съезд народов Дагестана.

Да, вы абсолютно правы, уважаемые критики, Съезд не имеет законодательной основы и каких-либо властных полномочий, это не парламент и даже не конституционное собрание, и его решения не обязательны для исполнения. Съезд - это больше чем конституционное собрание, парламент и исполнительная - власть вместе взятые. Съезд - это площадка формирования социальных ценностей, которые являются основой для деятельности государственных органов и без которых наши законы просто мегасвалка макулатуры. И я благодарю судьбу, что у нас есть финансовая, материальная и политическая поддержка в проведении этого мероприятия.

Но как же, спросят критики с иронией, будет происходить это социальное чудо? Да очень просто, как это было во все времена человеческой истории на всех подобных собраниях, которые впоследствии становились историческими событиями - через общение, с покаянием, критикой, озабоченностью, страхом, юмором, радостью, человеческими эмоциями, усиленными чувствами солидарности почти трех тысяч присутствующих. И это будет происходить как в официальной части, так и в коридорах.

Конечно, абсолютно правильно, на мой взгляд, раскритиковали систему отбора делегатов. Но надо понимать, что здесь важен процесс. И на самом деле Съезд давно начался, с началом отбора делегатов и идет уже более месяца. Формирование списков делегатов это формирование мнений, которые делегаты привезут на Съезд и будут делиться ими в коридорах. Делегаты это генераторы и проводники ценностных установок. Уезжая домой, они повезут не слова, а эмоции, ценностные установки. Если съезд провалится, то они увезут негативные и враждебные чувства, если пройдет удачно, то - чувство уверенности и удовлетворения. Именно так и никак по-другому в обществе во все времена формировались правовые ценности - через эмоции, которые несли информацию и закладывали в психологию человека правила поведения.

Права человека

Но самый главный и острый вопрос, который интересует дагестанское общество - это какое обновление, какую программу действий выберет общество. С одной стороны, исходя из количества мечетей, имамов, мюридов и шейхов мы можем выбрать шариат, что предлагается уже не экстремистами, а представителями среднего класса дагестанцев и поддерживается многими дагестанскими СМИ. С другой стороны, у нас европейская система госвласти с элементами управляемой демократии. Одновременно сейчас возник спор, что на Съезде народов главное - социально-экономическое развитие или безопасность. Но какой бы мы выбор не сделали, все упирается в права человека.

Это доказано давно, в том числе и А. Сахаровым, который развитие общества ставил в трех координатах: мир, прогресс и права человека. Невозможно достигнуть высоких результатов в научном, техническом или экономическом обществе без развития прав человека. Тем более невозможно решить вопрос безопасности внутри общества без гарантии прав человека.

Гарантии прав человека, в первую очередь, - в наших правовых ценностях. Воспитание ценности жизни человека - лучшая гарантия против пыток, чем статья в Уголовном кодексе. Без правового воспитания невозможно говорить о гарантиях прав человека и, соответственно, ни о каком мире и прогрессе в дагестанском обществе не может быть и речи.

Я знаю, что только Съездом народов не решить эту задачу. Это вопрос, который нельзя решить за год или два: правовое воспитание должно быть всегда, т.к. перерыв в этом вопросе - это тормоз развития общества. И оформлено это должно быть законом республики, а не временной программой. Съезд - это шанс, что называется, один на миллион, шанс заложить на эмоциональном, психологическом уровне необходимость, ценность прав человека как залог внутреннего мира и прогресса дагестанского общества. Когда почувствуется необходимость, появятся и законы, и указы, и гарантии прав человека.

Съезд может стать началом правовой реформы, которая, возможно, заставит работать государство на нас, так как власть поняла, что неуважение к правам человека и отсутствие правовых ценностей являются угрозой безопасности. Главное, чтобы и простой народ это понял.

Не будет уважения к правам человека, не будет безопасности, будет война. Или Съезд народов Дагестана, или «Операция по принуждению к миру. ч. 2».

Расул КАДИЕВ, президент Дагестанской гильдии юристов, адвокат

P. S. Великие общественные преобразования начинались потому, что люди не были довольны собою. Поэтому не представляю себе решения общественных проблем, в том числе внутренней безопасности без покаяния народа и власти. Глупо искать причины наших бед за пределами Дагестана. Соответственно, возникает вопрос, смогут ли выступающие со стороны властей или народа искренне покаяться? И сможем ли мы искренне себя осудить и простить за многолетнюю гражданскую религиозную войну, за массовые драки и убийства, за то, что жизнь и права другого человека для нас потеряли всякий смысл? Смогут ли делегаты Съезда почтить минутой молчания всех погибших за эти годы в этой социальной войне без правил?

съезд, правовая реформа

Previous post Next post
Up