​Дагестанские власти создают ламповый телевизор

Nov 05, 2015 11:50


Дагестанское руководство пошло на жесткую централизацию власти, лишая глав районных и городских муниципалитетов политической, экономической и кадровой самостоятельности. К чему это может привести и как будут выстраиваться отношения с назначенцами жители муниципалитетов.


Уроки 80-х

В 80-х годах для преодоления структурного экономического кризиса большое количество стран, как демократических так и авторитарных, пошли по пути децентрализации власти. Центральные власти не справлялись с нагрузкой управления всей страной не только из-за отсутствия финансовых возможностей на содержание госаппарата, но и непонимания местных особенностей.

Чили. С 1973 по 1982 годы проводилась программа рыночной перестройки экономики с минимумом государственного вмешательства, закрепленная в Конституционном законе. Национальное правительство играло «субсидиарную» или «вспомогательную» роль в экономической жизни, оставляя рыночным силам столько свободы, сколько возможно, расширяя право частной собственности для того, чтобы развивать частные инвестиции и инициативу.

Мексика. В 1982-88 годах во время конституционной реформы была создана Национальная система демократического планирования. Основная идея нового федерализма - усиливать штаты и муниципалитеты для достижения территориально сбалансированного развития.

Бразилия. В 1989 году конституционная реформа предоставила правительствам штатов новые полномочия, но скудные ресурсы для их реализации. Федерализм в Бразилии сочетается с постоянным финансовым кризисом, вызванным разными причинами, в том числе клиентелизмом и корпоративностью управленческих структур штатов. (Л.Ламби Т. Линдеманн Реформы и децентрализация - уроки Латинской Америки 2005г.)

Перу. Опыт и последствия этой страны можно смело сравнить с опытом Дагестана 90-х, а изменения в населении и стратегии развития ее столицы Лимы, похожи как две капли воды на Махачкалу (миграция сельской местности, самозахваты, самовольные рынки, движение нелегальных маршруток, теоретическая активность, огромная нелегальная экономика). (см. «Иной путь: экономический ответ терроризму» Эрнандо дэ Сото). Когда государственная машина рухнула эффективными оказались новые социальные движения, целью которых было обеспечение условий выживания через самоуправление - ассоциации мелких производителей, низовые христианские общины, столовые для бедных, совместные кухни в городских кварталах, ассоциации сельских производителей и разнообразные неправительственные организации. Общество по сути взяло на себя те функции, которые государство в ситуации кризиса оказалось неспособно выполнять, - обеспечение материальных условий воспроизводства социальных отношений. (Т.Е. Ворожейкина. Опыт зарубежной модернизации. 1998 г.)

Франция. Законы 1982 - 83 гг., которые свели на нет все традиции унитарного государства. Интересным здесь является феномен «объединения Европы», когда при интеграции в европейское государств, внутри них самих заметны сильные тенденции к дезинтеграции. Регионы стремятся интегрироваться в Европу самостоятельно, без согласия на то центрального правительства.

Италия. В 19 веке опасаясь реакционной церкви, крестьянской косности и отсталости Юга, творцы единой Италии считали, что децентрализация несовместима с процветанием и прогрессом. Почти вся социальная сфера, от сельского хозяйства до образования и городского развития, управлялась полевыми офицерами римской бюрократии. Мировые войны, Европейская интеграция и проблемы экономики вынудили Италию пойти по пути децентрализации, которая началась в 80-х годах. Однако, Юг и Север дали разные результаты децентрализации, т.к. имели прямо противоположные институты самоуправления. (Роберт Патнэм. Чтобы демократия сработала)

СССР. Ректор РАНХиГС Владимир Мау: «Сейчас наиболее подходящим выглядит опыт даже не 1998 года и тем более не 2008 года, а середины 80-х годов, потому что с макроэкономической точки зрения ситуация очень похожа». По его словам, в тот период так же, как и сейчас, был достаточный объем резервов и сбалансированный бюджет, однако темпы роста начали падать. Кроме того, сейчас экономика России находится под воздействием двух внешних шоков: падения цен на нефть и санкций. Тогда этими шоками были снижение нефтяных цен в 2,5 раза и антиалкогольная кампания. «В тот момент правительство пошло по пути искусственного стимулирования роста экономики на фоне быстрого роста бюджетного дефицита и внешнего долга».

Экономические проблемы толкнули СССР на путь структурных реформ и в том числе на децентрализацию власти. Реформы были разработаны по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова и инициированы М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

Тезисы той эпохи до боли напоминают современную политическую риторику. 23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС Горбачёв заявил программу широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», т. е. ускорения продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора и изменения порядка планирования. Резкое падение цен на нефть в 1986 году ускорили реформы. На Январском Пленуме ЦК КПСС 1987 года была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой.

В 1986 году вышло Постановление ЦК КПСС “О дальнейшем совершенствовании партийного руководства Советами народных депутатов”. В нем указывалось на “необходимость проведения курса на повышение самостоятельности, активности и инициативы Советов, на избавление представительных органов от мелочной опеки партийных органов, на недопустимость принятия решений, входящих в компетенцию Советов партийными комитетами, на создание условий для более полной реализации демократических принципов деятельности Советов”

Обратная централизация.

Что такое структурные проблемы в экономике? Это проблемы ценностей, законов, управления. Плохая и хорошая структура экономики, это как ламповый и плазменный телевизор - разница не только в качестве картинки, но и затраченных ресурсах, которые теряются в структуре экономического обмена (время, энергия, финансы, человеческий капитал).

Дагестан и другие дотационные республики Северного Кавказа не учитывают опыт 80-х зарубежных стран и СССР и создают структурные проблемы в своей экономике в разгар финансового-экономического кризиса.

Команда Рамазана Абдулатипова под девизом борьбы с неэффективностью, беззаконием и безграмотностью чиновников объявила о выстраивании жесткой вертикали власти на республиканском и местном уровне. Стратегия централизации была выбрана по трем причинам. Во-первых, из-за установки на борьбу в республике с местными группами влияния (тухумы, кланы и т.д.). Во-вторых, ошибочно считается, что жесткая централизация позволяет экономить бюрократические расходы. И, в-третьих, вертикаль власти поддерживается Москвой. Есть еще и четвертая причина: Абдулатипов создал свой клан и как и другой бы клан на его месте, он стремится к верховенству в теневой системе, а это значит что клан Абудлатипова создает теневую вертикаль подчинения.

В результате, полностью ликвидировано право на прямые выборы глав муниципалитетов, в более чем сорока муниципалитетах выборы депутатов прошли по партийной системе с контролем «сверху». Преобразование Махачкалы, с разделением на районы де-факто привело к полной потере самостоятельности всего города. Посмотрите как М.Мусаев разговаривает с «главами районов» и дарует жителям «дачную амнистию».

В итоге самый крупный источник бюджетных доходов снизил свои показатели, оказался в долгах и не может помочь бюджету республики.

Причину низких экономических показателей можно продемонстрировать на примере грубой математической модели «дилемма заключенного» из "теории игр", которую почти 100 лет используют западные экономисты для расчета стратегии взаимодействия участников рынка и последствий для экономики.



Результат может быть выше нуля, только если жители и власти сотрудничают. Если одна из сторон не сотрудничает, то экономического результата не будет. Реформы не возможно провести без согласия народа или власти.

Но жителям не выгодно показывать эффективность системы, при которой у них отобрали права выбора главы муниципалитета. Поэтому доминирующей стратегией граждан при централизации власти и отстранения жителей от управления является - патернализм.

Доминирующей стратегией назначенца и аппарата власти является поддержка системы, при которой они не зависимы от жителей, но при этом надо доказывать свою полезность. Поэтому управленческие расходу стоят на высоком уровне.

Из презентации старшего научного сотрудника Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова на экономическом форуме ДНЦ РАН



Следовательно, назначенец и его команда должны вкладывать свои средства (время и деньги) в эту систему. Но работать себе в убыток нельзя, поэтому средства берутся из бюджета, а время за счет подчиненных, которых заставляют выходить в выходные дни на субботники и т.д.

Но когда бюджет в финансовом кризисе то управление тормозится, т.к. у назначенца нет ресурсов на вкладывание для поддержания системы. Рушится весь бюджетный процесс.



Для сравнения представлю «дилемму заключенного» в случаях если идут прямые выборы, когда одна часть жителей проиграла другой части жителей. Даже если вкладывается только одна часть жителей в общий муниципалитет, общий социально-экономический результат больше единицы.



Экономическая стратегия через реализацию приоритетных проектов развития (ППР) удивительным образом похожа на ошибки советского периода с «очковтерательством» показателей. Начальник УФМС по РД Умахан Джабраилов: «Бюджетные назначения утверждаются в завышенных объемах и, на наш взгляд, скорее соответствуют налоговому потенциалу, но не налоговой базе.»

Это «очковтерательство» сопровождается «подтеранием» показателей, которые не оправдались в бюджет и программах стратегического развития. (см.Э.Уразаев )

Дагестанское руководство вместо того, чтобы успеть сделать разворот, хотя бы по примеру советских реформ 80-х годов, (не говоря уже об опыте Италии) наоборот допускает роковую ошибку, усиливая централизацию власти усугубляя региональный структурный экономический кризис.

Мы должны были не только не отменять прямые выборы, а дать населению еще больше политических свобод, для втягивая в решение общих экономических задач и выхода из стратегии патернализма. А вместо этого власти республики занимаются ложным пиаром в стиле старого советского лампового телевизора.

Более того, в Народном собрании в первом чтении был принят законопроект об унификации законодательства о местном самоуправлении. В этом законопроекте закрепляется на постоянной основе мера, которую выдавали как временную - отмена выборов на местном ровне власти.

К чему это приведет.

Итог политики централизации во время экономического кризиса можно увидеть в опыте вышеперечисленных стран плюс дагестанские особенности.

Во-первых, госуправление в республике заклинит, т.к. нет средств на содержание большого госаппарата, который необходим при такой централизации. И "оптимизация", которая объявлена в органах госвласти и местного самоуправления не только не решить проблему, но и приблизит ступор управления.

Государственные и муниципальные органы прекратят качественно оказывать услуги и выполнять собственные программы. А это, как показывает опыт Бразилии и юга Италии приведет к росту неформальных услуг в госуправления, что в дагестанских реалиях означает усиления роли дагестанских кланов и их связей в госуправлении.

Во-вторых, экономика еще больше уйдет в тень.

В-третьих, результаты работы по уничтожению гражданских институтов путем создания своих НКО (ЯПП, «Курс поддержки Главы РД», «Ассоциация ассоциация») не позволит нам повторить подвиг перуанских общественных объединений, которые в период кризиса помогли власти и обществу - у нас просто не хватает реально действующих НКО, спонсируемых гражданами, а не властями. Исключение - религиозные организации.

В итоге, мы попадаем в 90-е годы и снова идем по "перуанскому-постсоветскому пути": террористические группировки (вернувшиеся из Серии) , кланы вместо власти, религиозные объединения вместо развитых гражданских институтов и огромная теневая экономика, которую мы вынуждены будем поддерживать выставляя регион нуждающимся.

О ситуации в дагестанской экономике особо мнение Дениса Соколова в "Актуальном интервью" для ЭХО-Москвы

image Click to view



Первоначальный пост

местное самоуправление, Соколов, экономика, Дагестан, радио, кризис, Махачкала

Previous post Next post
Up