ВИНА АБДУЛАТИПОВА НЕ БОЛЕЕ 20%

Jan 13, 2014 07:09


Ушедший 2013 год дагестанцы должны признать удачным: власти преподали нам очень важный и дорогой урок, за что им спасибо. На мой взгляд, сейчас очень важно понять, куда и как мы будет двигаться дальше, и главное будем ли мы повторять те же ошибки пройденного урока.

Работа над ошибками



Обман, унижения, извращение, разрушение - вот наверно основные символы ушедшего политического 2013 года в Дагестане.

Обман. «Новая политика» пришедшего и.о. президента Абдулатипова Р. Г. сводилась к тому, что нам рассказывали красивые слова о мире, дружбе любви, борьбе с коррупцией, изменении Дагестана. Состав власти не обновился, а отказ отстранения старых кланов от власти Рамазан Гаджимурадович оправдал отсутствием кадров и не такой уже большой опасностью кланов.

Экономические планы напоминали работу рук уличного мошенника с наперстниками: чем быстрее и чаще передвигаются тем. Там рассказывали про приоритетные проекты президента, которые не понятно кто написал и на каком основании; о том, что провели 300 заседаний за пол года по приоритетным проектам; целое правительство распустили за неуспеваемость по приоритетным проектам; в бюджете выделили 5 млрд рублей на реализацию приоритетных проектов и т.д. А в итоге, как и предсказывалось, все пропало как с яблок белый дым - пунктом 3 Указа от 25 декабря 2013 года №345 признан утратившими силу Указ от 19 апреля 2013 г. №134 «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». Ловкость рук и никакого мошенства. Остались только вопросы типа «а где деньги, Зин?», которые были пущены на реализацию Указа, который не проработал и года. Что стало с землями переданными в уставной фонд ОАО «Корпорации развития Дагестан» на сумму 2 млрд рублей?

В итоге это все превратилось в обман. Но мы должны усвоить, что в этом в первую очередь вина самих дагестанцев, которые всегда уповают на «батюшку», который придет и все за них сделает. Рамазан Гаджимурадович, лишь пользовался этими настроениями, так как организаторы финансовых пирамид играют на жадности и лени.

Унижения. В 2013 году отношение общества и власти в республике напоминали отношения садиста и мазахистов. Никто же не думал что доктор наук, филосов, дипломат, ректор университета культуры будет общаться с нами и со своими подчиненными в очень странных формах и выражениях. Как только Рамазан Гаджимурадович и его соратники не унижали, как только не топтали дагестанцев. Нас называли рабами, говорили, что живем в средневековом обществе, что мы настолько дикие агрессивные и тупые, что не умеем голосовать, поэтому нам нельзя доверить выборы президента Дагестана.А молодежь наша настолько безграмотная тупая и не опытная, что ее вообще брать на работу нельзя.

Чего стоят унижающие речи на сессиях Народного собрания о том, что народ определился и наш лидер Абдулатипов Р.. Как позорные пятна на репутации гордого народа стоят многочисленные баннеры по всему Дагестану с выражениями Абдулатипова в стиле вождизма.

Причем унижению подвергался и ближний круг Абдулатипова. Народная молва рассказывает как главу Администрации Президента и Правительства РД Ш.Шахова и.о. президента называл танцором и грозился заменить певцом Т.Курачевым. На недавней новогодней ёлке в одном из детских центров Рамазан Гаджимурадович назвал себя Дедом Морозом, и показал детям свою снегурочку - вице-премьера Анатолия Карибова. Интересно, наблюдать как преданное окружение подхватывает этот тон и начинает нас убеждать что все это в порядке вещей. Например, на подведении итогов года вице-премьер Хархаров А. заявил «Как сам Абдулатипов сказал, в Дагестане теперь один хозяин» (http://chernovik.net/content/novosti/god-pereformatirovaniya ).

Те не многие, кто посмел публично отвечать ему, сразу приписывались в пособники кланов, «леса», Амирова, геев и тому подобное. Ведь ясно, что кто не любит Рамазана Гаджимурадовича тот извращенец. Те из чиновников, кто смело перечили и пресекали всякие оскорбления в свой адрес, действуя по-мужски, лишались работы уходили с работы, например, как глава государственно-правового правления Администрации Президента и Правительства через месяц после своего утверждения в этой должности ушел в Изберком.

Но опять же я позволю себе частично оправдать РамазанаГаджимурадовича. Политический фашизм также как и обыкновенный фашизм был и есть продуктом настроений в обществе. И Рамазан Гаджимурадович просто играл и продолжает играть на этих настроениях. Ведь мы любим, когда чиновников публично унижают, грозят им пальцем или угрожают ворам и казнокрадам с большой трибуны. Нам нравится этот популизм.

А так называемой дагестанской политической элите рекомендую почитать классику, Карнея Чуковского «Тараканище» (http://bukashka.org/index.php/home/skazki/skazkichukovsky/394-tarakaniche.html ):

« …Вот и стал Таракан победителем,И лесов и полей повелителем.Покорилися звери усатому…»

Во всем виноваты были сами звери.

Извращение. О некоторых примерах извращения власти я уже писал (http://kavpolit.com/izvrashhenie-vlasti/ ) Извращение дагестанской политики в 2013 году было одним из самых опасных проявлений, убивающий уважение не просто к определенной команде, но и к государству:

- под соусом борьбы с кланами создали новый клан и бесстыдно совали всех своих родственников связанных с фамилией Абдулатипова;

- под лозунгом новой экономической политики шел передел «голубых фишек»;

- идей привлечения к развитию Дагестана российских и международных экспертов извратили в форме Стратегического совета, ведущую роль в котором занял зять Абдулатипова и благодаря некоторым нормативным актам госуправление перешло в руки «независимых экспертов»;

- пламенная речь Рамазан Гаджимурадовича на сессии Народного Собрания Дагестана после выступления с отчетным докладом Уполномоченного по правам человека в Дагестане привела к полному самоустранению дагестанской власти от прав человека и отторжению гражданского общества и власти. Так, например, на развитие гражданского общества и правовое просвещение по соответствующим программам утвержденным в декабре предусмотрено по 1,9 млн. рублей на 2014 год, тогда как на переоборудование балкона в дагестанском «Белом доме» затрачено более 4 млн. рублей, на новый бренд Дагестана - 65 000 000 рублей (http://kavpolit.com/brodyachie-psy-dagestana/ ), а на программу по поддержке религиозных организаций предусмотрено 8,4 млн руб в год. У дагестанского населения есть шанс превратится в политически активное (но пока не гражданское), так как власти стали требовать выплаты налогов. Когда население начинает платить, оно начинает спрашивать у власти. Но ситуация с некоторыми налогами в сельской местности превратилась в абсурд - население не платит, а платит глава администрации из своего кормана, чтобы не получить критику свыше. Верхи это тоже понимают и закрывают глаза на то какими путями попадают в корман главы администрации деньги. Это извращение налогообложения;

- извращение в борьбе с коррупцией лучше всего продемонстрировать на примере недавно утвержденной Постановлением Правительства РД от 2.12.2013 г. №625 государственной программы «О противодействии коррупции в Республики Дагестан на 2014-2016 годы», согласно которой власть готова себя лечить за 4,5 млн. рублей в год (это больше чем на развитие гражданского общества и правовое просвещение вместе взятых). При этом власть открыто указывает, что коррупция по соцопросам должна изменятся не более на 2,5-5% в год, то есть в объемах статистической погрешности - она вообще не будет изменяться. Причем, на антикоррупционную экспертизу будет направляться в 2014 году 10%, а в последующие два года 9 и 7 процентов проектов нормативных актов. Это открытая диверсия борьбы с коррупцией.

И опять здесь я буду частично выгораживать Рамазана Гаджимурадовича. Трудно критиковать власть, когда общественность ведет себя также как и власть. Например, как можно сокрушаться о мизерном финансированиигражданского общества и повышения правовой культуры, если в Общественной палате Дагестана на итоговом пленарном заседании раздали премии фермерам «за два урожая в год» на сумму более 400 тыс. рублей и более 100 тыс.рублей журналистам государственных СМИ.

Разрушение. В конце февраля 2013 публиковался материал о том, что Дагестан в 2013 году ждет разрушение. (http://kavpolit.com/prognoz-dlya-dagestana-na-2013-goda-razrushenie/ ). В чем-то прогноз сбылся, а в чем-то нет, но в своем прогнозе я не предполагал, что нас ждет конституционно-правовое разрушение.

Главным событием стало то, что у дагестанцев отобрали право избирать главу республики, и это сделано было настолько грубо, что тянет на «конституционный переворот», о деталях которого не раз уже писалось (http://kavpolit.com/konstitucionnyj-perevorot-po-dagestanski/ ).Достаточно указать на один эпизод. В октябре Верховный Суд РФ отменил решение Верховного суда Дагестана которым прикрывали власти свою нелегитимность. Но главное, что в суде был придан огласке протокол заседания Народного собрания от 18 апреля, из которого следует, что на сессии депутаты вообще не голосовали за законопроект об изменении Конституции Дагестана.

Под конец года сложился новый конституционный кризис. Согласно п.6 ст.18 ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «6. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.»

При Магомедове М. приняли Закон РД от 20 июля 2011 года №39 «Об изменении наименования должности высшего должностного лица РД». То есть этот закон был нелегитимен уже тогда, так как противоречил Федеральному закону. В сентябре 2013 года депутаты НС РД решили, что не будут исправлять ошибку и внесли в этот же закон о том, что с 1 января 2014 года президент республики будет именоваться - Глава республики. Абдулатипов Р. в соответствии с данным законом и ст.105 Конституции РД вынес Указ о внесении изменений в Конституцию РД с заменой слова «Президент» на «Глава». Проблема в том, что эти изменения коснулись глав Конституции, изменение которых влечет обязательный созыв Конституционного собрания, которое должно решить судьбу Конституции РД. (http://kavpolit.com/ocherednoe-zachatie-dagestanskoj-konstitucii/ ). Очевидно что нужно собирать Конституционное собрание, но его не собирают, то есть дагестанские власти опять открыто нарушают Конституцию .

Это как бы демонстрация того, что Абдулатипов Р. выше законов, но он сам это объясняет тем, что юристы за ним не успевают (http://kavpolit.com/yuristy-ne-dogonyayut/ ) . Но от этого нам не легче, и система органов власти в Дагестане не становится боле легитимной. Дагестанские власти фактически дают основания для экстремистов утверждать, что государственные законы на столько плохие, что власть сама не уважает их.

Подводя итоги работы над ошибками еще раз подчеркиваю, что на 100% от Рамазана Гаджимурадовича ничего не зависело, думаю не более 20% . Основная причинная в том, что дагестанская политическая элита и население Дагестана не смогли организовать должного сопротивления Абдулатипову Р. Этот вывод подводит меня к другому выводу: если даже Абдулатипова Р. снимут и назначат другого, при таком отношении дагестанского общества и власти, будет очередной, возможно, еще более тяжелый урок и боюсь опять бесполезный.

Как идти дальше

План зачистки Дагестана, который проводит федеральный центр не остановился, наоборот, сейчас идет его корректировка, в связи с проваламиАбдулатипова Р.Г. и охранительных органов. Многие политологи отмечают, что российская власть на самом деле корректирует свои планы, если население внятно и настойчиво выражает свои требования. А если проанализируете тактику лидеров Северной Осетии или Ставрополья, то поймете что в отношении Кавказа у Москвы есть свой план и метод реализации. С учетом того, что сейчас в Дагестане работают много аналитиков в пагонах и без, наша республика не исключение. Поэтому сейчас важно понять чего мы сами-то хотим.

За всю республику отвечать я точно не могу, но предлагаю личное мнение об основных направлениях дальнейшей реформы в Дагестане.

Новая политическая элита. Слишком высокая гибкость дагестанской политической элиты, а точнее предательство, привело к тому, что она не смогластать опорой правопорядка и государственной власти.

Абдулатипов Р. провалил задание Центра по обновлению элит, но при этом благодаря действиям охранительных органов по борьбе с коррупцией, вышеописанного отношения Рамазана Гаджимурабовича со своими подчиненными, и политика демонстрации «движения», на фоне снижения дотаций, государственная служба перестала быть желанной целью дагестанской элиты, хотя бы временно. Также надо учитывать, что сейчас многие дагестанские «бороны» в силу своего возраста хотят по сложившейся традиции застолбить места для детей. Поэтому сейчас решающий момент, когда будет решаться, как дальше будет формироваться политический состав в Дагестане, по кланово-родственному признаку или профессиональному либо партийному.

Считаю, что первоначально задуманный в 2012 году план по обновлению дагестанской политической элиты должен быть реализован. Иначе мы получим еще больше укрепленные кланы. Важно чтобы принципы и правила формирования этой элиты были четкие и открытые.

Система противовесов. Требовать копирования системы сдержек и противовесов с запада бессмысленно. Необходимо исходить из существующей реальности. Система вертикали власти без противовесов привела к тому, что появление в ключевой точки деструктивных сил стало разрушать всю государственную систему. Например, назначение протеже Абдулатипова Р.Г. на должность заместителя прокурора Дагестана и передача ему функций надзора за органами власти республики Дагестана совпало с появлением претензий к юридическому обоснованию действий республиканских властей.

Развитие гражданского общества. Самым крепким и надежным фундаментом государственной системы является не клан, не национальность и ли тухум, а граждане, люди, которые связаны между собою и властью правовыми обязательствам. Поэтому для укрепления правопорядка в Дагестане необходимо развивать в Дагестане гражданское общество. Нельзя чтобы из-за безграмотности и нетерпения гражданских активистов защита прав переходило в экстремизм и насильственные формы противодействия с властями. Думаю, что энергии дагестанцам не занимать, но нам нужно занять у кого-тосовременные гражданские технологии.

Здесь не идет речь о том, чтобы увеличить государственную поддержку развития гражданского общества. На первом этапе власть должна прекратить мешать гражданским инициативам и поощрять гражданский диалог. Уже неоднократно было отмечено, что когда власть игнорирует диалог с населением либо направляет на «переговоры» полицию, вместо мирных социально-активных образованных представителей населения появляются накаченные экстремистской идеологией молодчики.

Религиозный фактор. Политику Абдулатипова Р. и его команды в общении с мусульманскими и другими религиозными сообществами республики можно сравнить с поведением слона в посудной лавке. В прессе практически не был обсужден Указ от 5 декабря 2013 года №330 «О мерах по культурно-историческому просвещению и воспитанию молодежи, противодействию появления невежества и экстремизма в Республике Дагестан»в котором опять не совсем удачно поднимается вопрос об аттестации имамов.Явление Рамазана Гаджимрадовича православному приходу во время рождественской службы с соответствующими политическими речами и подарком дорого автомобиля вызвало больше шуток и едких замечаний чем положительных результатов. Хотя, Рамазан Гаджимурадович далеко не глупы человек и он прекрасно понимает, что руководство страны, от которого зависит его политическое будущее ходит не в мечеть, а в православный храм.

Думаю, что пора попробовать перейти к смене некоторых понятий. Например, отойти от противопоставления религиозного и светского. И рассматривать участников межконфессиональных конфликтов или светских и религиозных, как часть гражданского общества с соответствующим сопоставлением координат на оси «правовое и неправое поведение».

Органы правопорядка. Сейчас уже понятно, что сбылись опасения экспертов о том ,что за то время «тишины» которое установилось в начале 2013 года мы не смогли перегруппироваться и получили новые удары экстремистов.Законодательство против экстремистов и террористов не просто ужесточили, а довели до абсурда. Но, к сожалению, законы криминологии работают как часы, а согласно им ужесточение наказания других социальных инструментов не помогает. Поэтому сама федеральная власть сейчас стоит перед вопросом об изменении системы охраны правопорядка в Дагестане.

С ними все на много сложнее и серьезнее, так как основания проблема в том, что вопрос наведения правопорядка в Дагестане сильно политизирован и тут больше мифов чем профессиональных экспертных оценок. И проблема нашей системы правопорядка становится проблемой всей страны, так как через нас проходят множество представителей полиции и ФСБ из других регионов. Нам нужны новые системы правопорядка направленные на активное и доверительное участие граждан, отчетности полиции и населения.

Очевидно, что дагестанцы самостоятельно не смогут реализовать предложенные направления так как здесь нужна не просто экспертная оценка и предложения, но и воля федерального центра. Можно было бы, например, в перечень критериев оценки главы региона включить пункт об уровни развития гражданского общества и взаимодействия с представителями гражданского общества.

общество, политика

Previous post Next post
Up