СОВСЕМ ИНОЙ ПУТЬ ДАГЕСТАНА

Aug 17, 2013 23:45


«Если вы горячо привержены делу экономического развития своей страны, то в случае внезапной волны террора вы не сможете просто стоять в стороне, заявляя, что вы всего лишь экономист, или адвокат, или бизнесмен, не имеющий опыта силовой политической борьбы»
ЭРНАНДО де СОТО
В дагестанских СМИ, мы слышим о том, что у нас реализуются приоритетные проекты Президента Дагестана (ППП), что это основной путь развития Дагестана и предвыборная программа врио президента республики. На совещания и согласования этой программы уходят государственные ресурсы и время налогоплательщиков. Ею машут нам перед лицом доказывая, что это наше будущее.

Но, на мой взгляд эти ППП и вся экономическая и политическая деятельность Р.А. Абдулатипова, надеюсь не умышленно,  способствуют развитию терроризма и коррупции, и их реализация направлена не на восстановление Дагестан, а на его развал. И я  осмелюсь доказать это.



Понимаете, есть такой древнейший путь познания - сравнение. Чтобы лучше показать, что творит сейчас команда врио президента, я предлагаю сравнивать тактику шагов команды врио с политикой властей Перу 90-х годов, когда им активно помогал Институт свободы и демократии возглавляемый Эрнандо де Сото.  Чтобы не перечислять много совпадений в ситуации Дагестана и Перу сразу перейду к тактике.

Институт свободы и демократии стал исследовать причины, по которым жители перу поддерживают террористическую группировку «Сверкающий путь». В своих исследованиях они пришли к тому, что причина лежит в том, что государство создала барьер для перехода к легальной предпринимательской деятельности и защиты собственности. Тогда Институт предложил правительству страны начать изменять законодательство. И как бы противопоставляя террористической организации «Сверкающий путь» была выпущена книга «Иной путь» в которой были выложены исследования института, глупости законодательства, описаны неформальные регуляторы и самое главное приводились цифры, согласно которым  частные инвестиции перуанцев  нелегальную экономику в разы превосходили инвестиции государственные. Книга была перепечатана во многих газетах и выпущена массовым тиражом в брошюрах. Основной идеей этой работы ба идея верховенства права, ясности и четкости закона и связи его с общественным интересом. В итоге «Иной путь» получила такую массовую поддержку среди населения, что победило террористические идеи в обществе. Это позволило правительству Перу успешно проводить общественные реформы.

Объясните почему

«Иной путь» был важен, так как содержал в себе ссылки на исследования, опыт по созданию предприятий, цифры и факты он показывал и власти и населению реальную картину.
В Дагестане с самого начала нам рассказали, что работают группа «крутых» неместных экспертов во главе с неким Булатом Столяровым. Но эти эксперты не проводили открытые круглые столы с участием местных экспертов; о том,  какие именно исследования они брали для оценки ситуации в Дагестане  также ничего не известно.
Получается, нет никакого официального и открытого обоснования предлагаемых мер по развитию Дагестана. Это все равно реформировать то не знаю что.

Покажите куда мы идем.

По словам Абдулатипова Р.Г. у нас есть четко разработанные приоритетные проекты Президента, которые пошагово расписывают, что когда будет и как мы выйдем из ситуации. Мне даже скинули анонимно 7 проектов в виде красивых графиков, которые я обнародовал. Но юридически эти графики нигде не закреплены.

Проекты утверждены Указом врио Президента РД от 19 апреля 2013 года №134 «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». Но там, ни каких цветных графиков нет. В приложении к Указу есть список 7 проектов, где есть только название и ответственное должностные  лица. Причем, по некоторым из них до сих пор числится в качестве ответственного  за реализацию уволенный Меджидов М.М..

Правительство Дагестана 4 июля 2013 года издало постановление  №340 «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан», в котором указано, что оно принято в целях реализации Указа Президента от 19 апреля 2013 г. №134. Но тут уже оказалось 10 приоритетных проектов с несколько другими названиями, чем в Указе Президента РД.
Таким образом, ППП - это нигде официально не опубликованный план развития от президента, то есть такого плана нет.

Покажите, кто нас ведет.

Институт свободы и демократии на основании контракта с правительством Перу контролировал ход реформ и он участвовал в разработке многих законопроектов. Сам де Сото был открыт и популярен иногда даже больше чем глава страны, (о чем он неоднократно в последствии жалел). Это было открытая работа ученых с властью .

У нас получилось все наоборот.

Согласно п.3 Указа Президента РД от 19 апреля 2013 года для контроля за реализацией приоритетных проектов Президента в структуре Администрации Президента и Правительства РД  был создан «Экспертно-аналитический отдел по вопросам реализации приоритетных проектов Президента Дагестана», руководство которого доверили зам главы Администрации Эфендиеву И.., бывшему министру. Но просуществовал отдел не долго.

Врио Президента 22 июля 2013 года своим Указом №209 объявил об отставке Правительства РД и в этом же документе поручил создать уже «Управление Президента Республики Дагестан по вопросам экспертизы и проектного управления». И уже 24 июля 2013 года своим указом №213 утверждает положение об этом управлении, штатную численность (10 человек)  и назначает главой Управления некого Султанова Г.Р..

Основная цель управления это контроль за реализацией несуществующих официально  ППП.  И для этих «волшебных» функций Управлению переданы сверх полномочия: по координации с Правительством РФ, полпредством СКФО, вызовом для дачи объяснений о провалах реализации несуществующих ППП и тому и тому подобное. О таких полномочиях даже де Сото не мечтал.

Но проблема в том, что это управление возглавляется чиновником, причем не известным в экспертных кругах. Это не институт де Сото, который собрал и переварил социально важную информацию и знает, как и что делать. Это наши родные дагестанские чиновники, которых будут заставлять ткать несуществующее платье для короля.

Соответственно выхлоп от этого управления будет НУЛЕВЫМ.

В списке исполнителей даже намека нет на то, что привлекают ДНЦ РАН или ДГУ. Хотя, зачем им это, если официально ППП нет, то и не понятно над чем им трудиться.

О коррупции

Институт де Сото работал над усовершенствованием системы управления и законодательством для уменьшения рисков коррупции.
В Дагестане, как вы уже поняли, все пошло несколько не по «иному пути» де Сото.

Масштабная серьезная работа по антикоррупционной экспертизе нормативных актов и органов госвласти имеющих отношение к бизнесу в Дагестане не была проведена. Наоборот, система реформы Дагестана была сама изначально коррумпирована.

Широкой публике не были представлены юридические основания, на которых Булат Столяров работает над какими-то там приоритетными проектами для Дагестан. А контракт это не только права на деньги, но и обязанности по качеству. С самого начала не было и нет альтернативного экспертного мнения и нет открытой конкуренции между экспертными группами. Государственного конкурса для разработки проектов развития Дагестана не проводилось. Все делалось и делается в тени. Отсюда мы и имеем «новое платье короля».

20 марта 2013 г.  Врио Президента РД «В целях оптимизации деятельности по обеспечению социально-экономического развития Республики Дагестан, консолидации усилий органов государственной власти Республики Дагестан, деловых кругов и экспертного сообщества по обеспечению ускоренного инновационного развития республики и привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан, а также для обеспечения эффективности работы институтов государственно-частного партнерства»
своим Указом №90 учредил Стратегический совет при Президенте Дагестана с очень большими полномочиями. Главой Совета поставили главу Сбербанка Г.Грефа, а главой исполнительного органа Совета - Исполнительного комитета назначен М.Мусаев.

И теперь, во всех документах, касающихся реализации несуществующих ППП фигурирует Исполнительный комитет. Даже в постановлении Правительства о реализации ППП Исполнительный комитет указан вначале других госорганов, как исполнитель. Этому же Исполнительному комитету согласно Указу Президента РД от 22 июля 2013 года №208 поручено совместно с Правительством РД создать до 01 сентября 2013 года ОАО «Корпорация развития Дагестана», куда республиканского имущества должно отойти аж на 5 млрд рублей. Причем согласно п. 2.7 приложения 3 к Постановлению Правительства РД Исполнительный комитет будет участвовать в решении вопроса кто возглавит корпорацию куда уведут республиканское имущество на 5 млрд рублей.

Согласитесь, что Исполнительный комитет  СС не будучи ответственным государственным органом наделен слишком большими полномочиями имущественного и политического характера. Это своеобразный увод государственной власти.

Все бы не чего, но дело в том, да простят меня мои земляки чародинцы, глава этого Исполнительного комитета является зятем врио президента Дагестана. Я, конечно, не сомневаюсь в деловых качествах М.Мусаева учитывая какие он занимал посту и что добился в бизнесе, но закон есть закон. И вот что по этому поводу говорит ФЗ «О противодействии коррупции»:

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия

1. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

Какие бы хорошие деловые качества М.Мусаева не были бы, его присутствие в качестве главы Исполнительного комитета СС бросает тень на репутацию  тестя, ври президента Дагестана, что может повлечь его отставку. Тем более на кону млрд государственных денег.

О запугивании бизнеса.

В своей работе де Сото объяснял, что у  власти не должно быть норм создающих привилегерованный класс бизнесменов, то есть не должно быть меркантелизма, который превращается в монополизм и не дает другим гражданам свободно реализовать себя в бизнесе.

В постановлении правительства Дагестана о реализации ППП мы находим интересные планы работы. Например, в п.5.2  Приложение 1 к Постановлению правительства, это план «Обеление» указано :
«определение приемлемых для всех сторон переговорного процесса условий сотрудничества в области повышения налоговых доходов бюджета Республики: создание пула «уполномоченных бизнесменов», получающих определен-ные законом допустимые преференции от региональной власти, обеспеченные заказами и поддержкой власти и защищенные от силового произвола опекой института Президента. Обратная часть сделки: налоговая нагрузка - минимум 10 проц. с оборота»

Я не знаю о чем думали авторы этих строк, но я бы им порекомендовал полистать Конституцию РФ и найти нормы о равности всех перед законом, и на досуге почитать Уголовный кодекс РФ, там есть замечательная статья 178 «Недопущение, ограничение, или устранение конкуренции» (до 6 лет трех разового питания и охраны со штрафом 1 млн рублей)  ну и на досуге познакомится с Налоговым кодексом, где  нет такой налоговой ставки на прибыль как «10 проц. с оборота».

Предложения «государственной крыши» да еще в официальном документе создает не справедливость. Монополист с президентской поддержкой будет давить конкурентов.

План обеления, больше похож на предупредительный выстрел в сторону бизнеса и дачей срока до декабря 2013 года собраться и уйти из Дагестана.

О сносах и разгонах

Де Сото в своей работе показывал, как много значат для страны мелкие лавочники, нелегальные рынки,  союзы предпринимателей занимающихся  пассажирскими перевозками. Он на цифрах показывал, что государство никогда не смогло бы вложить столько денег в транспорт, строительство рынков и заводов, как это делали нелегалы. И легализация этой сферы помогло отвадить людей от идей насильственного диалога с властями.

В Дагестане то ли по злому року, то ли по безграмотности, то ли специально, но вместо того чтобы думать о легализации пассажирских перевозок и защите их от рэкета, вместо того чтобы найти общий язык с огромным количеством людей работающих на городских рынках власти стали бороться с ними угрожая недопущению на маршруты и выводом рынков за пределы города. И в то время когда в стране идет стогнация, наши власти заявляют, что будут выводить производства, в том числе и завод имени Гаджиева за пределы города.

Такие меры только враг мог посоветовать Абдулатипову Р.Г. это тысячи людей моментально настроились против дагестанской власти.  Да если найти общий язык с бизнесом не угрожая ему а помогая защищать его интересы и собственность, то не стоит даже бегать по Москве ради каких-то 2  млрд рублей. Если бизнес поверит властям, то он даст больше в виде налогов.

О регуляторах

Де Сото писал в предисловии ко второму изданию своей книги
«ключ к победе находится в руках людей, которые исключены из правового поля нынешней системы. Они составляют подавляющее большинство и именно они более всего жаждут перемен»
«По завершении исследовательской стадии проекта мы помогаем стране собрать вместе все разрозненные внелегальные системы и подвести их под единую законодательную базу из взаимно согласованной сети юридических механизмов»
Рекомендую также познакомится с анализом  де Сото «арабской весны» в материале «Кассовая борьба» (http://esquire.ru/hernando-de-soto), где он указывает, что причина ее в том, что людям не давали делать бизнес.
Почти все эксперты по Дагестану согласились, что в Дагестане около 70 % экономики в тени и это связано с системой регуляторов бизнеса и налогов. Причем, ситуация осложняется тем, что у нас теневая экономика отличается «плюрализмом» и всю систему регуляторов можно представить в виде конкуренции юрисдикций Коррупции, Шариата, обычаев делового оборота, , адата , нормы которых которые одновременно могут быть в тени от государственного закона и в его сфере, за исключением коррупции.


В Дагестане «команда реформаторов» не учитывает этот фактор, и не работает над легализацией теневых регуляторов. Приятно исключением здесь, пожалуй, можно назвать проводимый Форум по исламскому банкингу в рамках Халял-экспо.

Вывод:

В целом мы имеем дело с неясной и необоснованной программой действий о которой знают только врио президента и может еще его команда. Эта программа действий сама по себе коррупционна и порождает коррупцию. Юридический анализ вышеуказанных документов показывает, что они не только не соответствуют закону, но даже содержат признаки преступлений.

В итоге идет не системная борьба с коррупцией и расширение действий закона, а пособничество теневому сектору экономики. А это значит, продолжает поддерживаться и расширяется система для террористических и экстремистских проявлений против властей.

Я, конечно, могу ошибаться, я всего лишь человек. Также как и те, кого я критикую. Поэтому прошу их сторонников отнестись ко мне также как и к своим соратникам и заказчикам.

дагестан, закон, врио

Previous post Next post
Up