Poll О террористах-смертниках На мой взгляд, от того, как общество, давая оценку террористам-смертникам, отвечает на этот вопрос, зависит есть ли у этого общества шанс снизить количество таких терактов.
О логике и следственной практике
Если в казарме находят повысившегося солдата, то следствие может возбудить уголовное дело по ст. 110 УК РФ "Доведение до самоубийства". А если взорвался террорист-смертник, то следствие с радостью возбудит по ст.205 УК террористический акт и сразу закроет дело в связи со смертью подозреваемого.
Преступление может быть соврешно с прямым или косвенным умыслом. В случае с террористом-смертником мы сразу говорим, что он действовал умышленно. При этом обычно говорят, что себя убить может только психически ненормальный человек. По моему здесь что-то не стыкуется.
О роли государства
Я понимаю, что об ответсвенности государстватпри обсуждении терактов в Дагестане автоматически может быть признано пособничеством идеалоогии экстремизма и терроризма, но я все же попробую.
После теракта в Бостоне Конгресс США вызвал для объяснений руководство ФБР, чтобы выяснить почему не были предприняты упреждающие меры после того как ФСБ России передано коллегам информацию о связях Царанева Т . с НВФ.
В Дагестане, также как и в других регионах СКФО все члены НВФ и даже члены их семей находятся на специальном учете и контроле. А вдовы уничтоженных боевиков находятся под постоянным оперативным контролем. Соответственно у меня вопрос: почему ни Народное Собрание ни тем более Государственная Дума Российской Федерации не вызвали руководство ФСБ и МВД или НАК для дачи объяснений о том, почему лица находящиеся под оперативным контролем становятся террористами-смертниками?
Согласитесь, при таких же обстоятельствах Когресс США потребовал бы снять директора ФБР с поста.
О причинах бездействия
Не волнуйтесь, коллеги, я не призываю к отставкам, они все равно ничего не решат. На самом деле здесь срабатывает общая проблема всей системы охранительных органов страны - отсутствие заинтересованности в профилактики преступлений. В МВД просто нет эффективного статистического показателя эффективности профилактики. Нет показателя-нет отчетности-нет профилактики.
В итоге все сводится к постановке на спец учет, который нужен для препятствию подопечных к социализации.
Например, прокуратура Дагестана в декабре 2012 года
признала как нарушение включение в дружинники лиц "состоящих на учете как приверженцы нетрадиционного ислама". Если ты в списке ты не можешь как гражданин общества помогать охранять порядок в обществе. Понятно что членство в списке не оспоришь.
Интересно, что в случае с взорвавшейся М.Алиевой также как и в относит лиц взорвавшихся 3 мая на посту "Аляска" полиция поднимала шум о возможном будущем теракте с участием подопечных из неблагонадежного списка, если те припадали внезапно с поля зрения. Согласитесь, это не профилактика. Тем более , что были случаи, когда эта система использовалась необоснованно. Например, супруга осужденного за участие в НВФ после посещения ГОВД Каспийска отдела по выдаче водительских прав в одежде стиля "хиджаб" попала на экраны ТБС Каспийск как потенциальная смертница.
Как не странно, чуть лучше в части наличия системы профилактики терроризма налажена работа ФСБ, где, если я не ошибаюсь создан отдел профилактики ( его вроде так и называют , отдел "П"). В этой связи интересно отметить, что у некоторых лиц причастных к его работе на столах замечал даже труды по оценке социально-экономической ситуации в Дагестане.
Но проблема в том, что непосредственно данные сотрудники условного отдела "П" не имеют прямых контактов с подопечными из черного списка. Это подопечные МВД, управлений по борьбе с экстремизмом. А те в свою очередь никаких инструментов по адаптации и социализации не имеют, они могут только задерживать и уничтожать.
В итоге это создается впечатление, что смертники взрываются под контролем охранительных органов. На самом деле виновата не правильная система.
Кому это надо.
Давайте примерно посчитаем, сколько людей погибло и стало инвалидами от рук смертников и на какую сумму они причинили ущерб.
Согласитесь, что подобные потери стоят особого внимания к этому вопросу.
Если верить охранительным органам, то получается, что у нас в ближайшее время еще будут и террористы-смертники и новые члены НВФ. Ведь нам все время говорят что смертники мстят за уничтоженных родственников. А раз везде трубят об успешных операциях и куче уничтоженных, следует ждать и увеличения актов мести.
Мне кажешься, что инициативу в профилактике фактов самоподрывов должны взять на себя гражданские власти на уровне руководства Дагестана, так как каждый такой взрыв в центре города бьет по политическим интересам команды руководства Дагестана. И как показано было выше у МВД просто нет ресурсов для социальной профилактики потенциальных смертников.
Что сделать
И здесь велосипед изобретать не надо. На мой взгляд, с этим вопросом лучше может справиться республиканская антитеррористическая комиссия. Она имеет по закону о противодействии терроризму де-факто и де-юре двойное подчинение органам исполнительной власти и ФСБ. Поэтому при подготовке и проведении выездных заседаний АТК сотрудники этого органа проводят социально-экономический анализ территории, даже с привлечением социологов, на сколько мне известно и предлагают не чисто правоохранительные методы разрешения проблем профилактики, а именно социально-экономические меры.
Предлагаю предать функции реорганизованной комиссии по адаптации при президенте Дагестана из Комиссии по примирению и согласию в республиканскую антитеррористическую комиссию. И наделить ее функциями по работе с лицами, которые могут быть использованы в качестве террористов смертников либо втянуты в ряды НВФ.
АТК сможет договариваться с республиканской и муниципальной властью по мерам социализации ( медицинская помощь, переобучение, содействие в защите от необоснованного преследования со стороны оперативных служб, иные формы социализации). Замечу, что АТК также как и комиссия по адаптации подчинена президенту Дагестана. Поэтому, статус проблема не меняет.
Наоборот, на мой взгляд одной из основных проблем старой комиссии и новой это излишняя политизация в ущерб профессионализму. Это выливалось в то, что заседания республиканской комиссии могли переносить из-за внезапно налетавших на политическом поле невзгод на руководство республики. Сейчас эта проблема особенно остра. Комиссию по примирению и согласию хоть и курирует вице-премьер Джафаров Р., приличный человек, генерал ФСБ в отставке, афганец. Но мне кажется, что из-за своей загруженности он не может уделять вопросам комиссии столько внимания сколько этого требует обстановка. Тем более, что вместо при командированного сотрудника ФСБ на место секретаря комиссии поставили министра юстиции РД, у которого своих забот по министерству выше крыши.
А в итоге бездействие в этом направлении из-за системной ошибки будет шумный провал комисси, который в первую очередь ударит по политическим интересам команды руководства Дагестана.
Вопросы АТК, работа по оказанию содействию лицам превратившим террористическую деятельность и функции профилактики терроризма и экстремизма будут логически соединены и взаимосвязанно. Я думаю что в этом меня могут поддержать и в НАК.
От этого выигрывают все стороны и главное, выигрываем мы, рядовые граждане , которым надоела эта цепь бесконечной химической социальной формулы "терракт-спецоперация-уничтожение-теракт".
Но, возвращаясь к основному вопросу, я считаю что начинать изменять ситуацию надо с того, что такие как М.Алиева, взорвавшаяся 25 мая должны сперва оцениваться как жертвы, а не преступники, иначе мы сами себя обманываем и не требуем поиска тех кто реально причастен к организации этого и подобных ему терактов.