(отредактировал в связи с терактом 25 мая 2013 г.) Для тех кто планирует свой отдых в этом году на территориях с непрерывно продолжающейся КТО (Контр-Туристическая Операция) рекомендую ознакомиться с календарем террористического сезона в Дагестане, составленного мною на основе
данных РИА НОВОСТИ.
Прогремевший 20 мая теракт на фоне заявлений и шагов новой-старой команды в руководстве Дагестана поднял вопрос, а действительно ли сломлено террористическое подполье в Дагестане.
Первоначально я задумывался о сборе информации по отдельным "громким" взрывам , пытаясь связать их с какими-то происходящими политическими событиями в Дагестане. Один умный человек, мне даже дал подсказку: подготовка к теракту, особенно с применением автомобилей или смертницы требует как минимум 2-3 месяца. Поэтому, я считал, что каждый теракт можно связать с предшествующими за этот подготовительный период событиями. Например, если отсчитать 2-3 месяца от теракта 20 мая в отношении Управления службы судебных приставов в Махачкале, то этот период совпадает с нашумевшей спецоперацией в Семендере, в которой якобы был убит Гаджидадаев и глава Унцукульского районного собрания. Но это только теория.
Данные РИА Новости подтверждают, что происходящие в Дагестане теракты имеют какую-то связь с календарем. Иначе как объяснить существование очевидных самых безопасных и самых опасных месяцев на протяжении 3-х лет наблюдений?
Как объяснить, даже совпадения дат и способов терактов? Например, в 2011 году 14 февраля "смертница, опознанная как Мария Хорошева, находившаяся в розыске в связи со взрывом в московской гостинице 31 декабря, подорвала себя у поселкового отделения милиции. Второй взрыв прогремел чуть позднее на въездном посту. Бомбу, по данным республиканского МВД, также привел в действие смертник. После взрыва неизвестные из лесного массива открыли огонь по посту.", а в 2013 г. тоже 14 февраля , тоже смертник на въездном посту ДПС Хасавюрта привел в действие взрывное устройство. Погибли четыре полицейских, еще шестеро попали в больницу.
Если соединить данные о взрывах с информацией о разминированных машинах, то периоды тоже частично могут совпасть. Так, в мае 2013 года: взрыв на ул.И.Казака в г.Махачкале, 20 мая 2 взрыва у ССП, 21 мая найдена бомба в автомашине; 1 мая 2012 года в Махачкале обнаружен заминированный КАМАЗ, а 3 мая 2012 года два взрыва на посту "Аляска".
Выше приведенный график показывает, что существуют "сезоны терактов", а это дает основания подозревать, что они все связаны с единым источником. И события в 2013 году показывают, что говорить о "новом всплеске насилия в Дагестане" было бы ошибочно. Все идет по графику, как и раньше.
Возможно, что причина этому явлению в определенной террористической организации, в частности, о которой так много расписано в
докладе Доклад Института стратегических исследований Военного колледжа армии США (опубликовано на Кавполит).
Но я больше склоняюсь к мысли о том, что не смотря на возможное наличие определенной централизованной террористической группы, действующей по своему установленному плану, причина сохранения структуры, темпов экстремизма и терроризма в Дагестане лежат в социальной сфере, а не в организаторах. Об этом хорошо говорится в
публикации Константина Казенина, которые показывает, что в Дагестане сохранились социальные причины одинаково служащие подкормкой для экстремизма и терроризма не только у нас, но и во всем мире.
И в подтверждение слов эксперта могу привести также следующую
По данным "Кавказского узла" в I кварталах 2012 и 2013 года в Дагестане погибло примерно одинаковое количество человек, 116 и 108 соответственно (см.
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/204754/ и
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/222902/ )
Если взять официальную статистику МВД РФ за январь-апрель 2012 и 2013 года, то в Дагестане наблюдается рост зарегистрированных преступлений с 4860 до 5097 (см.
http://mvd.ru/upload/site1/import/03b95b5622.pdf и
http://mvd.ru/upload/site1/luda_doc/sb_1304.pdf Эти цифры подтверждают существование относительно стабильной негативной социальной структуры дагестанского общества. Может для кого -то это будет даже поводом для оптимизма, мол большого ухудшения нет. Но застой, это уже ухудшение. Кроме того, к сентябрю начинающиеся экономические проблемы у дагестанцев, нарастание конфликтов в предвыборный период (в 50 и 52 МО пройдут 8 сентября выборы), возможное обострение борьбы за президентское место - все это может ухудшить ситуацию.
Нам нужно не продолжение КТО (КонтрТуристической Операции) против террористического сезона, а структурные социальные реформы.