Можно ли двумя пальцами восстановить правопорядок в Дагестане?

Mar 03, 2013 16:04

Речь врио президента Дагестана после выступления Уполномоченного по правам человека в РД на сессии Народного собрания, подняла в СМИ новую волну вопросов о будущем положении охранительных органов. Этот вопрос сейчас особо актуален в свете предстоящей окончании срока контракта главы Управления СК РФ по РД и расшатыванием кресла под действующим главой МВД РД.


Центр смотрит на Дагестан примерно так: «Коррупция является преступлением в любом регионе, не только на Северном Кавказе. Только на Кавказе  она приняла абсолютно угрожающий характер, она угрожает по сути, национальной безопасности, ослабляет  государственные, социальные институты. … Эта коррупция носит клановый характер, что, естественно, осложняет борьбу с ней» (Д. Медведев 19.05.2010 г. http://kremlin.ru/transcripts/7792/work)

Любая крупномасштабная операция готовится долго. Кажется, и до нас очередь дошла и Центр сказа «вы, ребята, достали всех».

Абдулатипов  Р. и Шихсаидов Х. приступили к выполнению поручения Центра и уже сейчас складывается интересная картина.
Люди поверили пламенным речам Абдулатипова Р. и засыпали его администрацию  жалобами и  анкетами с просьбой взять на работу. Дошло до того, что именем Абдулатипова стали угрожать даже в больницах.
В самой администрации президента идут преобразования структурные и формальные. В Народном собрании зазвучал гимн страны и республики, полицейские вытягиваются по стойке смирно и отдают честь при появлении врио Президента. Формализм? Пусть, но формализм это начало порядка.
А что творится с уборкой улиц в Хасавюрте, Махачкале, Дербенте и других городах? Отовсюду идут сообщения, что такой уборки люди не видели лет 10, если не больше.

Лучше всего расклад сил и полномочия Абдулатипова Р. иллюстрирует следующая «правдивая байка». Приехав, в одно из районов, Абдулатипов  Р. показал местным баронам УКАЗАТЕЛЬНЫЙ палец и сказал, примерно так «я пока работаю этим пальцем, если не поймете, буду работать вот этим» и показал СРЕДНИЙ палец, означающий насильственные действия политического характера.

В итоге получается, что при Магомедове М. глав МО никто не гонял, на картежах-поездах ездить не запрещал, в муниципальные мусорки мордой не тыкал, прилюдно крахаборами не называл, больных в дома главврачей не заселял, на пальцах не объяснялся - то есть президент вел с ними доброжелательно, но при этом они не работали. А как только пришел новый глава Дагестана, причем временный,  который стал разговаривать с баронами жестко и жестами, они сразу начали бегать работать, собирать бумажки в кабинетах и на улицах. На месте Магомедова М. я бы сейчас позвонил бы этим деятелям и высказал бы им все, что о них думаю.

Понятно, что чиновники забегали  не из-за того, что Абдулатипов святой, а из-за того, что его слова подкреплены очень серьезной поддержкой Кремля с мандатом на увольнение. Тут, скорее  всего люди понимают, что Абдулатипов и Шихсаидов,  просто обязаны будет выполнять установки с Москвы, поэтому рыпаться или договариваться с врио смысла  нет.

Однако, какую роль в этом политическом раскладе отведена т.н. правоохранительным органам?  Охранительные органы обязаны обеспечивать политическую волю главы страны и это значит,  что они должны содействовать Абдулатипову Р., в том числе разбираясь с непослушными чиновниками, путем нехитрого набора инструментов из перечня УПК РФ и ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности».

Но проблема в том, что сами эти охранительные органы заражены коррупцией и клановостью, они сами становятся источником смуты и нарушения правопорядка и это еще больше угрожает национальной безопасности в приграничном регионе.
Косвенным признаком того, что чистка начинает затрагивать и охранительные органы в Дагестане, является случай  применения  «братской могилы» как называют в МВД метод наказания начальников за преступления подчиненных, введенный Колокольцевым В.А..  Я имею ввиду случай, когда в после убийства в Махачкале участковым трех человек, сняли с должности начальника ГУВД Махачкалы и вынесли строгие выговоры по восходящей, вплоть до министра МВД Дагестана. А ведь до этого сотрудники охранительных органов на территории Дагестана пользовались привилегиями снижения ответственности в связи с особыми задачами, что тоже закреплено во внутренних нормативных актах и неписанных инструкциях.

01 февраля 2013 года  Президент  РФ на встрече с Абдулатиповым Р. как врио президента Дагестана указывает ему на следующее: «Сейчас перед республикой стоят большие задачи, положение сложное. … Задач  много, в том числе и в правоохранительной сфере, но я уверен, что, опираясь на весь свой опыт, опираясь главным образом на поддержку людей, Вы сможете многое сделать. Я желаю Вам успехов.» (http://special.kremlin.ru/news/17404)
То есть, Президент РФ потребовал заняться вопросами правопорядка, и правоохранительными органами. Формально правоохранительные органы не подчиняются главе региона. Но они подчиняются приказам главнокомандующего.  И есть предположение, что Абдулитипов Р. получил право вмешиваться в кадровую политику охранительных органов.

Но не надо забывать, что охранительные органы это волки с прямой кишкой. Их задача не охрана правопорядка, а выполнение приказов и соблюдение правил статистики, от которых зависит должности и звезды у конкретных чиновников. Главу отдела полиции не поощряют за профилактику преступности, так как такой статистики нет, но наказывают за то что у него нет пойманных преступников. Соответственно, он не заинтересован в профилактике преступности, а заинтересован в постоянном наличии преступников.   В отличие от других регионов страны эта система подогревается тем, что всем сотрудникам охранительных органов выплачивается двойная зарплата. И дошло до того что конвойный полицейский получает больше чем судья к которому он доставил задержанного. Согласитесь, что за такие деньги разбираться с преступностью и разрушать статистику никто не будет. Здесь работают правила рынка насилия, которые хорошо описал Денис Соколов   (http://kavpolit.com/osnovoj-ekonomicheskogo-ozdorovleniya-respubliki-dolzhny-byt-institucionalnye-reformy/ )
Интересно отметить, что в системе МВД Дагестана есть подразделения которые формально только подчиняются главе МВД Дагестана. Например, отдел по борьбе с экстремизмом, подчиняется руководству СКФО во Владикавказе (где очень часто и оказываются похищенные «людьми в комуфляжной форме» в Дагестане), временная группировка ВВ МВД подчиняется руководству в Ханкале.
Помимо управления СК РФ по Дагестану есть еще управление СК РФ по СКФО, которые очень активно действуют на территории Дагестана, получая санкции на аресты в республике, в судах Пятигорска. Помимо работников ФСБ есть еще и работники НАК, которые подчиняются Москве. Войска МО, участвующие в КТО на территории Дагестана тоже не имеют республиканского подчинения.
И у каждого из этих  органов своя статистика и свои цели. Например,  есть информация, что из всех подразделений Управления  СК РФ по РД в массовом порядке срочно направляются дела в суд, так как у генерала Саврулина А.Ю. истекает весной контракт в Дагестане, и у него грядет переаттестация, по итогам которой будет решен вопрос о том в какое хорошее место он пойдет дальше служить Родине. О том, что после отъезда генерала, наспех отправленные уголовные дела в судах начнут сыпаться и возвращаться прокурорам, и как это скажется на правопорядке в регионе, как говорят источники, его мало волнует. Хотя это может просто злые языки.
Надо еще учитывать, что на Северном Кавказе идет вполне обоснованная политика замены глав охранительных органов прикомандированными, что, естественно, подчеркивает недоверие местным коррумпированным чиновникам в погонах.

Вот с таким охранительным кластером придется иметь дело Абдулатипову Р.. И тут самое важное для него иметь качественную и объективную информацию, которую он может использовать в Москве, обсуждая проблемы правопорядка в Дагестане. И тут, как нельзя к стати подошло время представления ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в РД.

Отмечу, что сам доклад уникальный документ. Ведь его формирует не правозащитная организация за деньги ГосДепа, а государственный орган. И понятно, что если в докладе имеется критика в адрес властей, то это все надо умножать на двое т.к. эта критика гос.органа в адрес органа власти. К тому же данный доклад имеет не просто статистический анализ количества обратившихся и структура проблем, он имеет анализ системных ошибок властей и предложения по их устранению.
Поэтому не удивительно, что Абдулатипов Р., вникая  в ситуацию почитал представленный до сессии Народного Собрания ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РД. Там есть что почитать, вот некоторые выводы из доклада:
«Имеются и факты, когда сами сотрудники правоохранительных органов совершают тяжкие преступления, а расследование таких дел и их оперативное сопровождение проводятся поверхностно»;
«К сожалению, имеются отделы полиции, к деятельности которых имеется ряд претензий граждан - от непринятия мер к раскрытию преступлений до сообщений об их совершении самими сотрудниками отдела полиции»;
«… принимаемые следственными органами меры по делам, связанным с похищениями граждан, вызывают недовольство у населения, в том числе и протестную активность.
… При расследовании указанных преступлений зачастую имеется достаточно широкая база очевидцев совершённых преступлений. Тем не менее, расследование похищений граждан не приводит к каким-либо ощутимым результатам»;
«Полагаю, что безнаказанность лиц, совершающих подобные преступления, порождает увеличение числа похищений граждан.
Имеются случаи, когда жители республики задерживались сотрудниками правоохранительных органов, при этом об их местонахождении родственникам ничего не сообщалось, а между тем они находились в отделениях полиции. …
Указанные факты дают основания гражданам подозревать сотрудников правоохранительных органов в причастности к похищениям.
Отсутствие фактических результатов при расследовании этих преступлений подрывают доверие к правоохранительным органам в частности и к органам власти в целом.»
«Меры, предпринимаемые правоохранительными органами республики по обнаружению похищенных граждан, неэффективны, что связано с низким качеством оперативно-розыскных мероприятий по делам о похищениях граждан, недостаточным оперативным взаимодействием между следственными органами и органами дознания, неиспользованием возможностей современных технологий связи"
(Текст доклада УПЧ по РД можно скачать здесь http://www.dagombu.ru/dokladi_upolnomochennogo.php )

Интересно отметить и то, что все это совпало с участившимися «наездами» в СМИ на главу дагестанского МВД, причем с открытым участием самих  сотрудников МВД Дагестана.

Конечно, Абдулатипову Р. самому придется решать какую позицию он займет по отношению к охранительным органам и как он будет использовать полученную информацию. Но, на мой взгляд, не смотря на полученный политические рычаги, он будет придерживаться принципа относительного нейтралитета. И это видно из его выступления на совещании в Прокуратуре Дагестана:
«Если мы - власть, то мы должны обеспечивать реализацию воли нашего народа. А воля нашего народа только в одном - обеспечении безопасности, прав и свобод, законности и правопорядка. Это и есть тема данного совещания. Я являюсь дилетантом в этих вопросах, однако сегодня страдают не только профессионалы, но и дилетанты»
(http://www.riadagestan.ru/news/print?id=151018)

Хотя с другой стороны, у Абдулатипова Р. нет другого выхода, кроме как борьбы за правопорядок, так как все пляски перед инвесторами бесполезны, если мы не можем обеспечить нормальную безопасность или адекватность правоохранительных органов. Примером служит последний случай, когда в Махачкале работник ДПС остановили автомобиль с  только, что приехавшим инвестором из  Турции, он усомнились в подлинности международных прав водителя и сломал их пластиковую оболочку.  Понятно, что такой прием человеку, который через несколько дней должен с участием врио президента закладывать фундамент будущей текстильной фабрики, выглядит не привлекательным для остальных инвесторов.

Но грубое и неумелое вмешательство в сферу обеспечения правопорядка может привести к тому, что эти органы дружно, по тихому ополчатся на временно исполняющего обязанности и будут писать свои доклады на него в Кремля в негативном тоне, что скажется на принятии решения о выборе кандидата на пост главы Дагестана.

На пальцах общаться с охранительными органами у врио президента навряд ли получится. Хотя я  могу ошибаться, также как и ошибались  те кто посчитал, что дальше лозунгов у Абдулатипова ничего не пойдет. А между тем на улицах Хасавюрта навели не большой, но порядок …

P.S. В понедельник, на следующий день после публикации этого поста стало известно что прокурор Дагестана Назаров А. покинул свой пост и территорию Дагестана. Значит это кадровые замены в правоохранительных органах Дагестана начались.

Абдулатипов, Дагестан, ФСБ, МВД, СК, президент, охранительные органы, врио

Previous post Next post
Up