Абдулатипов Р. не осуждал охранительные органы

Feb 26, 2013 00:32

В пятницу Рамазан Абдулатипов сделал заявление по теме, которая многих интересовала после его прихода, он высказался о республиканской Комиссии по адаптации, о политическом проекте, который стал основным брендом Дагестана.

«Она сыграла свою роль, но незначительную. Идея была хорошая. Я думаю, что сегодня мы должны сформировать другую комиссию - республиканскую миротворческую комиссию не только мирной адаптации, но и профилактики, всю остальную работу проводить. И такие миротворческие комиссии могут быть в районах и городах республики. Если есть такая необходимость, надо идти к подписанию досудебных соглашений, в том числе с подключением родителей, родственников, актива села и т.д. Мы должны поднять уровень ответственности каждого за ситуацию в республике» (цит. по сайту "Черновик")

Давайте подумаем, что это могло бы означать.

Для начала хочу обратить внимание, что членами Комиссии по адаптации являются главы правоохранительных органов регионального уровня ФСБ, МВД, НАК, Прокуратуры, Следственного комитета, которые образуют своеобразное "квалифицированное большинство" т.к. от их позиции зависела судьба решаемых на заседаниях Комиссии вопросов. Более того работа этой Комиссии была признана руководителем ФСБ России успешной и рекомендована для внедрения в практику в других субъектах.
Поэтому если, относится к словам врио Президента РД с той позиции, что он раскритиковал комиссию и требует ее расформирования, о чем судя по комментариям к этой новости подумали некоторые, то получается что Рамазан Гаджимурадович признал незначительной работу ФСБ, МВД, Прокуратуры, Следственного комитета, НАК, да еще и сомневается в правильности позиции А.Бортникова.

Возможно. Но лично я сомневаюсь в том, что врио Президента пошел бы на такой шаг. Поэтому, думаю что скорее всего речь идет о некой перезагрузке этого института, модернизации. Об этом я сужу по тем задачам, которые ставит Р.Абдулатипов перед будущей миротворческой комиссией и главное здесь ключевое слово "профилактика".

В дополнение к "защите комиссии" я могу добавить, что еще в 2011 году, когда в соседней Чечне созданная Рамзаном Кадыровым комиссия по примирению отчиталась о первых своих результатах, Ризван Курбанов обсуждал вопрос о создании такой комиссии в Дагестане. В итоге мною была подготовлена правовая справка о возможности создания такой комиссии. На сколько мне было известно против создания такой комиссии тогда выступил совет старейшин при Президенте РД, но я могу и ошибаться, хотя комиссия в действительности создана не была. Однако, моя работа не прошла зря и при помощи Сулаймана Уладиева, работавшего тогда заместителем мэра г.Хасавюрт я разработал положение о примирительной комиссии , которую и создали при администрации города ( см. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/183264/ ) . Так что у нас с Сулайманом Башировичем есть чуть чуть оснований кричать "ну мы же говорил еще тогда".

В рамках республиканской комиссии по адаптации также была воспринята идея о примирительной функции и Магомедов М. своим указом включил в члены комиссии специалиста в области мыслиата (примирения). Большую работу в этой области сделали тогдашние работники аппарата Комиссии, в том числе и Хабиб Магомедов, во главе с Ризваном Курбановым которые в своей работе пытались использовать методы примирения.

Однако, суть моей позиции сводилась к тому что Комиссия это орган права переходного периода, ее задача примирить конфликтующих. Тогда возникал вопрос , кто эти конфликтующие? С моей точки зрения это были непосредственные участники конфликта, то есть правоохранительные органы и лица, вступившие вряди НВФ. Однако, такая позиция не нашла публичного признания, хотя один из представителей правоохранительных органов в последствии признался, что дагестанская полиция уже не могла охранять правопорядок, она просто мстила.

Но вернусь к словам Абдулатипова Р., сказанным в пятницу.
Речи президента отличаются от точно такой же речи простого обывателя с теми же интонациями и смыслами, тем что по результатам речи президента его аппарат готовит предложения по реализации озвученных тезисов. Сейчас рано говорить, что будет с самой комиссией по адаптации и ее муниципальным уровнем, так как скорее всего речь врио езидента только сейчас заставит ответственных товарищей ломать голову над ее реализацией.

Хотя некоторые скажут, что в примирительных комиссиях скорее всего не будет представителей правоохранительных органов, а это значит что они не будут столь влиятельны. Однако, замечу, что роль ПО в республиканской комиссии не раз ставилась под сомнение, так как на их представителей возлагалась задача голосовать по вопросам которые решаются в строго установленном процессуальном порядке. И это вынуждало их идти на открытый конфликт.

Лично моя позиция заключается в том, что нельзя решать этот вопрос без комплексного подхода. Для иллюстрации приведу аналогию, которую использовал сам Абдулатипов Р., как я думаю по отношению именно к Дагестану, сравнив его со старинным красивым ковром.
Сейчас задача перед нами стоит такая: сохранить стиль и культуру ковра при этом заменить развалившиеся и прогнавшие его части и узлы. Здесь нельзя ставить латки не подходящие по цвету к месту и не соединенные общими узлами с другими частями дагестанского ковра.
Правовое поле основывается не на территориальных границах государства, а на правосознании людей, культуре. Если стоит речь о связывании правопорядка в Дагестане то здесь речь должна идти об использовании не только современных материалов из российских законов и охранительных органов, местного самоуправления, но и культуры, традиций дагестанцев. И чтобы правовое поле в Дагестане не латать ненадежными временными мерами, надо думать о внедрении таких комиссий комплексно, вкупе с законами нашей страны, полномочиями охранительных органов и местного самоуправления, правосудия, целями и задачами дружинников, волонтеров, роли имамов. Иначе все это не будет работать.

Когда в кулуарах мы с коллегами обсуждали реформу комиссии, то я предлагал чтобы комиссии несли в себе примирительную функцию и чтобы комиссии занимались всеми случаями нарушения уголовного закона. А то получалась явная несправедливость: парень который из-за голода в многодетной семье подрядился с дружками совхозных баранов воровать, идет на зону без всяких комиссий по адаптации, а тот кто взял в руки автомат и пострелял по полиции становится желанным гостем круглого стола, где сидят все руководители республиканских правоохранительных органов.
Так же я неоднократно указывал, что мы не решим проблему с преступностью в Дагестане, пока люди будут относится к Уголовному закону как к нечто принятому в Москве. Преступление это нарушение правил общества и преступник наказывается судом от имени государства, но без участия общества. Абдулатипов Р. выразился по этому поводу так "Мы должны поднять уровень ответственности каждого за ситуацию в республике".
На мой взгляд, примирительные комиссии или комиссии по адаптации в Дагестане могли бы давать характеристику для суда лицу обратившемуся в муниципальну комиссию. Если человек хочет покаяться, то пусть сделает это перед людьми чьи правила и покой нарушил, а не в застенках суда. Это намного справедливее чем практика существующая сейчас, когда в суд приносят характеристику на подсудимого подписанную главой администрации муниципального образования, составленную часто защитой подсудимого.

Учитывая, что я уже увлекаюсь деталями и ухожу в дебри, хочу подвести итог в виде совета команде врио: попробуйте провести аудит существующих в Дагестане институтов участия граждан и местного самоуправления в охране правопорядка, отправлении правосудия, профилактики преступности, экстремизма и только после этого предлагайте Р.Абдулатипову конкретные решения.

местное самоуправление, Абдулатипов, комиссия по адаптации, Дагестан, преступность

Previous post Next post
Up