Расул Кадиев: Комиссия по адаптации - это один из элементов комплексной работы (Дагестан)

Jul 31, 2012 14:34



В Дагестане по-разному оценивают эффективность взаимодействия силовиков с гражданскими властями республики и правозащитниками во время спецоперации в поселке Альбуркент в пригороде Махачкалы 27 июля.


По версии правоохранительных органов, после первого ночного боя, когда боевики перебрались в один из домов и там были заблокированы, выяснилось, что вместе с ними женщины и дети. Боевые действия были приостановлены. С целью склонить боевиков к сдаче властям с ними велись переговоры, с участием руководителя одной из правозащитных организаций. Однако находящиеся в доме боевики выпустили детей, а сами отказались выходить. А одна из женщин подорвалась на бомбе. После этого активная фаза спецоперации была возобновлена, в итоге по предварительной информации убито 5 боевиков и три женщины, которые подозреваются в активном пособничестве.
"Мне трудно дать оценку взаимодействию силовиков во время этого КТО, так как я не был на месте и не был свидетелем происходящего", прокомментировал член координационного совещания по обеспечению правопорядка в Северо-Кавказского ФО при полномочном представителе президента РФ в СКФО Расул Кадиев. Однако собеседник заметил отсутствие "...особого усердия и желания руководителя КТО взаимодействовать с гражданским обществом". Такой вывод собеседник сделал на основе "заявления главы аппарата Комиссии по адаптации Ш.Мутаева". Последний сказал, что его "не привлекали к работе во время КТО". В то же время Расул Кадиев обратил внимание, что руководство КТО не обязано, согласно статье 16 ФЗ "О противодействии терроризму", проводить переговоры.
"Поэтому подобные действия соответствуют закону, другое дело, что сам закон и действия руководство КТО и следственных органов не соответствуют праву", - прокомментировал Расул Кадиев. Он привел пример 1995 года - расследование расстрела трех активных членов ИРА сотрудниками британских служб безопасности в Гибралтаре. Британские солдаты были искренне убеждены, что убийство данных лиц необходимо для защиты жизни других людей. Но, несмотря на это, Европейский суд по правам человека постановил, что организация и контроль за проведением операции в целом и особенно оценка информации правительством Соединенного Королевства и передача информации солдатам были неадекватной. Таким образом, по словам Кадиева, имело место нарушение статьи 2 Конвенции, права на жизнь. "Следует особо отметить, что ФЗ "О противодействии терроризму" предусматривает возможность назначения руководством КТО специальное лицо для связи со СМИ и общественностью, но не предусматривает подробный отчет о проведении КТО с обоснованием применения силы повлекшей смерть блокированных", - сказал эксперт.
Он также привел пример решение суда в Турции в июне 1998 года в деле Ergi v. Turkey, в котором речь шла о засаде сил безопасности на юге-востоке Турции. Суд разъяснил, что "ни распространенность насильственных вооруженных столкновений, ни высокая степень неизбежности не может освобождать от обязанностей по проведению эффективного независимого расследования убийств, произошедших в результате столкновений с участниками сил безопасности, особенно в тех случаях, когда обстоятельства во многом неясны".
Специалист высказал свою точку зрения и по поводу будущего Комиссии при президенте Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Дагестана. "Перспективы Комиссии по адаптации стали еще менее ясными после специального заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ 10 июля. Представитель НАК раскритиковал работу комиссии в Дагестане и выразил официальную позицию по идее о создании Федеральной комиссии по адаптации..., естественно отрицательную", - рассказал Кадиев. После КТО в Альбурикенте, как подчеркнул Расул Кадиев, "козырь", к переговорам во время КТО бесполезно и опасно привлекать Комиссию так как нельзя верить даже женщинам, которые решили сдаться.
По оценке эксперта, в целом работа Комиссии по адаптации изначальна была обречена на провал. Комиссия, полагает он, так же, как и такой институт как амнистия, это всего лишь один из инструментов в комплексной работе. "Когда комиссию как инструмент применяли отдельно без реальной социальной адаптации, без комплексного подхода все это не имело смысла", - дополнил он свою мысль.
Собеседник привел в пример опыт адаптации боевиков, прошедшим войну в Афганистане в Объединенных Арабских Эмиратах. Об этом опыте на заседании Совета при президенте рассказывал председатель комиссии депутат Государственной думы РФ Ризван Курбанов и представители "Мемориала". По выражению собеседника, и комиссия, и реабилитация и вооруженное сопротивление террористам - это все должно применяться комплексно против одной проблемы - терроризма. Отдельное применение только вооруженного сопротивления, особенно в такой форме, как проводятся КТО, эксперт сравнил с работой хирурга, который "режет то, что гниет, и оставляет пациента без дальнейшего медицинского сопровождения". В результате этот же пациент снова оказывается на столе у хирурга и ему снова что-то режут. От такого "лечения" общество превращается в вечно больного.

По словам Расула Кадиева, в Национальном антитеррористическом комитете это понимают, но не все. И снова привел пример, как на том же самом заседании Совета в администрации президента РФ 10 июля советник председателя НАК Андрей Пржедомский согласился с мнением Абаса Кебедова, что нужна комплексная программа выхода из сложившейся ситуации. "Но пока такой программы нет. Главное - нет официальной позиции по ситуации в Северо-Кавказском ФО, мы не можем понять, как НАК смотрит на сложившуюся ситуацию. Это говорит о том, что они сами, возможно, ее не понимают до конца, а, тем более, не знают пути выхода из нее. Правильным было бы, чтобы НАК организовал некое совещание гражданских экспертов и правозащитников, но это не в традициях ФСБ, хотя может экстренные случаи заставят их об этом подумать", - заключил собеседник.



Posted via LiveJournal app for iPhone.

Дагестан, regnum, КТО

Previous post Next post
Up