Вчера случайно в городе встретился с Сулайманом Башировичем Уладиевым. Наверно так все совпало, что и как почти уже год прошел с тех событий о которых мы оба вспомнили или разговор был на невеселые темы, но часа два я погрузился в неприятные мысли, которые опять сегодня засели в голове и не отстают. И все время вертится один вопрос,
КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ ЧТО ЗА МЕНЕЕ ЧЕМ ГОД СИТУАЦИЯ В ДАГЕСТАНЕ ТАК РЕЗКО ИЗМЕНИЛАСЬ?
Вы наверно спросите о чем это я. Да и в правду о чем? ведь то что произошло 25 апреля кажется сегодня таким далеким и стертым в памяти, что вспоминая об этом я сам себе кажусь постаревшим.
Хорошо что есть блог в ЖЖ который помогает вспоминать подробности
Вот список участников того мероприятия.
"По обидному для меня стечению обстоятельств у меня на айфоне пропало видео с выступлением Уладиева Сулаймана в котором он объяснят суть этого мероприятия. Основным тезисом его выступления было то, что не власть, а мы сами должны между собою договорится о мире и разрешить спорные для нас вопросы.
В итоге мы общались около 3 часов. И переговоры показали что самые главные споры у нас еще впереди в том числе и про молитвенные комнаты в ВУЗах и школах и про одежду и про финансирование, а также об отказе от отделения государства от церкви". В зале сидел представил НАК, которого нет в списках, но которого Сулайман Баширович публично благодарил за содействие в переговорах.
Это было особое собрание, инициированное в Кремле, поэтому вел эти переговоры сам министр по национальной политике и связи Бекмурза Бекмурзаев. Он уверял собравшихся что это не последняя наша встреча, что даже выделены денежные средства на проведение наших круглых столов.
Мы расставались в хорошем настроении.
А потом тишина.
В июне убили Садикова Максуда. За месяц до его смерти мы обсуждали эти самые переговоры и строили планы....
А что сейчас?
«В селе Новосаситли Хасавюртовского района Дагестана с утра был объявлен режим контртеррористической операции, в одном из жилых домов были блокированы и уничтожены двое предполагаемых боевиков, - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» секретарь Совета безопасности при главе республики Дагестан Магомед Баачилов. В Карабудахкентском районе Дагестана наблюдается большое скопление военной техники и военнослужащих, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" житель селения Карабудахкент Валимагомед Изиев. "Такого нам еще не приходилось видеть. Вся автотрасса была заполнена танками, бронетранспортерами, бронированными большегрузными автомобилями", - утверждает Валимагомед Изиев. По его словам, сейчас военные дислоцированы в окрестностях Карабудахкента, разбит палаточный городок. С понедельника в школах района, по информации жителя селения, объявлены каникулы, хотя официально школы должны закрыться на каникулы с 20 марта. ПОЧЕМУ ТОГДА НЕ ПРОДОЛЖИЛИСЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПЕРЕГОВОРАМ? ВОТ ЭТОТ ВОПРОС МУЧАЕТ МЕНЯ.
Я даже предполагаю, что этот же вопрос задают в Кремле.
Сейчас вспомнил, что после разговора с Максудом Садиковым, у меня родился неожиданный вопрос А БЫЛИ ЛИ ВООБЩЕ ПЕРЕГОВОРЫ? ЕСЛИ БЫЛИ, ТО МЕЖДУ КЕМ? ведь Максуд не знал о содержании этих переговоров. А между тем я прекрасно, как сейчас помню, охрипший голос Сулаймана Уладиева в телефонной трубке, который за день до переговоров пытался согласовать резолюцию между сторонами. Даже фразу помню "Ты не представляешь, Расул, что здесь твориться"
Хорошо, что я не курю иначе я бы в тот вечер 24 апреля скурился, ломая голову как помочь.
Наверно следует и мне хоть сейчас набраться смелости и признаться себе, что я тоже не все сделал чтобы помочь. А что я мог? Вел переговоры официально Бекмурза Бекмуразев, который взял на себя ДУМД и Уладиев Сулайман, который пытался найти общий язык с Ахлю сунна. И со стороны ДУМД и со стороны Ахлю сунна на много старше меня и грамотнее меня были люди. Тем более помогали люди из НАК, которым я вообще по опыту таких дел в подметки не гожусь.
Однако факт остается фактом - они провалили переговоры. Ну и я тоже, как участник, провалил.
А в итоге мы наверно не переговоры провалили мы наверно судьбу Дагестана уронили очень глубоко в пропасть.
Но это все чувства, все остатки памяти, всплывшие из-за некоторых упоминаний.
А реальность, она вот здесь рядом, в виде бронетехники, авиации и солдат. И сейчас уже никакие переговоры ни с кем никому не помогут, потому что тогда сделали все чтобы руки которые конфликтующие протянули друг другу так и не соединились.
Мелькнула оптимистическая мысль, а если еще раз попробовать....
Пробовать можно сколько хочешь ,все равно ничего не изменится.
Но если пробовать, то без официоза, прессы и власти и даже без меня. Тем более что второго такого вечера как на кануне переговоров я не осилю спокойно.