Маленький Дагестан в одном раоне.

Aug 16, 2011 23:47

 Если вы хотите попробовать сладкие высокогорные арбузы и дыни объехать в течении часа несколько высокогорных районов и при этом не подняться выше 100 метров над уровнем моря, то приезжайте в Бабаюртовский район Дагестана, на территории которого находятся земли высокогорных районов. Маленький Дагестан в одном раойнею

Сегодня с группой московских экспертов и местных специалистов поехал в Бабаюртовский район, в котором благодаря дагестанскому закону об отгонном животноводстве сложилась путаница в землях и правах на них, которая в силу экономических и политических причин породил массу межнациональных конфликтов.  Суть в том что в черте Бабаюртовского района только около  1/3 земель принадлежит району, а остальное во владении горных районов Дагестана, что вызывает очень много конфликтов.
Не углубляясь далеко в качестве доказательства представлю вам видео с заседания в администрации района. Впервые, более чем за 10 лет главы администраций нескольких сел отгонного животноводства и руководство района сели в одном кабинете для "разбора полетов", накал страстей говорит сам за себя.

image Click to view



Далее примерное описание сегодняшних путешествий.

Бабаюрт удивил меня скоплением машин на улице. Года три четыре назад в это же время мне приходилось приезжать в местный районный суд. Это было пустое сонное село. А сейчас оно заставлено машинам, значит не плохо живут.



Вперые в жизни увидел общественный туалет со спутниковой тарелкой



После того как местные выпустили пар на обсуждении ситуации в районе мы начали объезд сел.
Одна из проблем кутанных сел, что им не дают строиться и расширяться т.к. земли республиканские.

Мы поехали в начале в селение "Цадах" что с аварского переводится как совместно. Это выходцы из разных сел Чародинского раойна, село расположено на землях отгонного животноводства переданных Чародинскому району.
Глава села Нажмудин выходец из с.Рудаб (их в районе называют японцами за труднодоступность). Он работает главой селения 22 года, до этого был директором местной школы. Село получило свой статус села еще при советской власти. Экономической основой села служат сельхозугодья и крупная молочная ферма.




Население села около 700 человек.
Бюджет села не большой всего 1млн.200тыс. Но вот нам глава села показывает список из 98 человек которые желают построиться в селе, а земли нет.



Юридически они относятся к Чароинскому району: голосуют по чародинскому району, справки получают в горах, пенсионный учет в горах. Одним словом за справкой мотаться за 300 км. Образование получают в школе которая управляется специально созданным управлением образования для отгонного животноводства, которое располагается в Кизилюрте.
Телефонной связи нет, поэтому факс не работает. Интернета тоже нет. в самом офисе администрации села не было света. Отключили за не уплату.

Пошли гулять по селу.
В селе есть газовая сеть, но если ее включить то из-за низкого давления соседние села останутся без газа. Глава объясняет что ему с трудом удается убеждать местное население что соседей ущемлять нельзя. в тоже время молодежь все чаще задает вопрос, почему в соседнем селе у их сверстников есть земельные паи, которые приносят им доход, а жители с.Цадах не имеют земель в собственности.

Вот дом культуры и библиотека.



Местный имам и мечеть. По богатсву мечети можно судить о богатсве села. Сам глава села глава совета мечети, который занимается имущественными вопросами такими как определения размера сбора пожертвований, ремонт и т.п. Имаму построили сарай и дали корову. Но пока у него не получается вести сельхозяйство.



Основа жизнидеятельности это медпункт. В районную больницу сельчане не любят ездить, обращаются в соседние села, относящиеся к Бабаюртовскому району.
Фельдшер немного глуховат. Недавно у него появилась медсестра. Три года глава села не может получить свидетельство о госрегистрации здания медпункта, т.к. запрещено кап.строительство на ЗОЖ. а без свидетельства медпункту не получить лицензию.



Первый раз увидел такой плакат.



На обратном пути Нажмутдин рассказал что все конфликты между односельчанами приходится решать самому. Чаще всего ругаются и дерутся из-за воды. С соседними селами живут мирно. Участковый милиционер обслуживает помимо его села еще два села. И поэтому появляется очень редко в селе. Не успевает. Хотели купить чародинских арбузов, но они уже все продались и Нажмутдин купил арбуды для меня и гостей у своих соседей. А так хотелось поспорить с кем-то что у нас в на землях высокогорного района растут сочные арбузы.

Мы поехали в с. Качалой. Это объединение трех сельсоветов из Бежтинского участка. Тот спор который показан на видео с участием Вариса, главы села родился из-за того, что глвва рассказал что он вынужден нарушать закон и по решению джамаата выделять земли под индивидуальное строительство. Сам Бежтинский участок начитывает 9 тыс населения. Но это вместе с 2тыс. жителей на землях ЗОЖ в Бабаюртовской зоне в с. Качалой.



При этому на подконтрольной ему терртории есть школы, детсад и даже интернат, 3 ФАПа(медпункты). Стаж работы у главы села такой же ка ку Нажмутдина.
Кстати, они впервые встретились только сегодня. И с интересам поехали смотреть села у друг друга.
Однако разница оказалась только в количестве людей и в размере бюджета. а проблемы одни и те же . Также как и Нажмутдин, Варис сам разрешает конфликты односельчан и у него также участковый почти не появляется.
Перед отъездом Варис загрузил машину арбузами Бежтинского участка, тоже земли высокогорного района.

Возвращались через Бабаюрт.
На обратном пути заехали в Львовское -1.
Нам показали спорный земельный участок за селом. Рассказали что удалось договорится с джамаатами двух сел Казбековского района, осталось только одно СПК. Суть в том что у села нет пастбищ а эти земли почти не используются.

В конце для себя я зделал вывод, что многие конфликты связанные с землей в Бабаюртовском районе имеют чисто юридическую почву. Ведь дошло до того, что 1-й зам. главы района заявил нам что не признает дагестанские законы т.к. они противоречат федеральным законам.

Для меня как докладчика 25 августа на экспертном совете по земельным конфликтам день был продуктивен. О выводах своих чуть позже. Устал.
Звали на два дня в поезду в горы, но я не смогу.

конфликт, Дагестан, село, земля

Previous post Next post
Up