Сайты, поддерживающие участников вооруженного подполья, сообщили свою версию произошедшего в Дагестанских Огнях. По их информации, в атакованном спецназом доме находились четыре женщины и пять детей, в том числе новорожденный ребенок. Силовики стреляли по женщинам, которые не оказывали сопротивления. Погибла мать трехмесячного ребенка, остальным женщинам и детям удалось спастись, утверждается на сайте.
За некоторое время до событий в Дагестанских Огнях, 15 июня, на сайте поддерживающем участников вооруженного подполья Дагестана было опубликовано видеообращение "амира вилайята Дагестан Салиха и его наибов", где боевики обратились поименно к главе республики и отдельным начальникам местных полицейских управлений, а также ко всем другим правоохранителям и представителям власти с ультиматумом.
"Мы никогда не убивали женщин, детей и родственников силовиков, но если представители официальной власти продолжат расправляться с семьями боевиков, то и мы начнем вести себя также с родственниками наших врагов", - заявил заместитель Докку Умарова и его подчиненные.
Правила войны существовали всегда. Это объективно складывающиеся отношения. И всегда были нормы, нарушение которых презиралось даже в стане нарушителя.
В начале 20 века они получили письменную форму на международном уровне в т.н. гуманитарном праве, в основе которого лежит четкое разделение на воюющих (комбатантов) и не воюющих.
IV Гаагской конвенции 1907 года были установлены критерии, с помощью которых можно было отличить комбатантов от других участников вооружённых конфликтов:
«Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак; 3) открыто носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в её состав, понимаются под наименованием армии.»
В последствии эти отношения стали защищаться нормами получившими название военные преступления. Военные преступления, согласно определению Римского статута (Устава) Международного уголовного суда, - это серьезные нарушения Женевских конвенций, а также другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах. К ним относятся: умышленное убийство; применение запрещенных средств и методов ведения войны; пытки или бесчеловечное обращение; умышленное причинение тяжелых страданий; депортация или незаконное перемещение населения; вероломное использование эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного кристалла и т. д.
У нас также как и когда-то в Африке и других частях нашей планеты, гражданская война идет без объявления приверженности к международным статутам и конвенциям, под лозунгом «мы сами с усами». Но со временем также как других подобных конфликтах между нашими силовиками и нашими же боевиками сформировались негласные правила ведения войны.
Мы видим как одна сторона, «лесные», требуют от другой стороны соблюдения правил ведения войны и даже угрожают санкциями в первобытном стиле «око за око». Это объективно сложившиеся отношения, независимые, как правило, от людей попавших в них.
И одновременно можно наблюдать, что на нашей войне, также как и на других гражданских войнах 20 века указанные отношения порождают в обществе необходимость введения контроля над войной, то есть правила порождают защитные и контрольные механизмы. Поэтому не удивительно что после убийства женщины в Даг.Огнях приехавший на место убийства общественный деятель Максим Шевченко заявил , что необходимо создать группу для контроля над спецоперациями. На его место мог быть другой, просто у него оказался медийный ресурс позволивший донести идею до широких масс.
Продолжая аналогию с другими гражданскими войнами 20века, напомню, что у нас также как и в других подобных конфликтах сложилась система названная правосудием переходного периода. Это когда массовая война привела к массовым преступлениям которые не могут получить свою оценку в обыкновенной следственной -судебной процедуре, в том числе и из-за того что представители следствия и суда тоже участники конфликта и не могут судить объективно. Поэтому создается специальный орган что-то вроде комиссии по примирению и установлению истины либо уголовный трибунал. И у нас в Дагестане создан прототип такого органа - Комиссия по адаптации.
В аналогичных ситуациях при появлении контрольного органа, пусть даже и общественного, о котором говорит Максим Шевченко особо обращают внимание на реакцию сторон. Сторона, которая не идет на контакт с таким органом контроля за соблюдением правил войны обычно имеет аморальный образ в лице общественности, т.к. даже гитлеровская германия сотрудничала с Красным крестом.
Власть и боевики могут по разному относится к Максиму Шевченко. Но если ему удастся сформировать рабочую группу «под крышей» Общественной палаты РФ по контролю над КТО, то отказ от сотрудничества с этой группой, как со стороны властей, так и со стороны боевиков будет выглядеть не желание соблюдать правила войны, т.е. как аморальное поведение.
КТО ОКАЖЕТСЯ ЦИВИЛИЗОВАННЕЕ, ВЛАСТЬ ИЛИ БОЕВИКИ?
(Вы уж извините за не объективность, но хочется чтобы власть)