Конкурентные призывы к дагестанскому обществу.

May 13, 2011 02:57

 
  Сегодня в Дагестане шли одновременно как минимум два мероприятия которые надо сравнить между собой, это лекция Джабиева Адалета в Хасавюрте и собрание интеллигенции в ДГУ в г.Махачкала с участием президента Дагестана. Как минимум два, т.к. третье событие это совещание муфтия Дагестана с имамами в Духовном управлении мусульман.

Исламский призыв

Адалет Джабиев это проповедник исламских экономических и правовых ценностей и в частности, исламского банкинга. Он проповедует участие мусульманской общины в делах государства и прежде всего местного самоуправления; ратует за коренное изменение законодательства с учетом требований Ислама т.к. современное законодательство не позволяет мусульманину эффективно заниматься бизнесом не нарушая каноны веры; сторонник деконфессионализации исламских экономических идей, чтобы они восприняты были и в других культурах как объективные экономические процессы. Причем, он не сумасшедший теоретик, а высокообразованный практик.
Его лекции скорее подчеркнули слабость дагестанской уммы в делах шариатской цивилистики. Становится понятно, что дагестанская мусульманская община в силу отсутствия высококлассных специалистов в области экономики и юриспруденции не способна пока осмыслить ценности исламской экономики основанной на мусульманском праве. Джабиев мягко но настойчиво отверг как недопустимые т.н. «исламские продукты" некоторых наших банков т.к. одним из признаков исламского банкинга является шариатский совет либо хотя бы заключения на типовые договора авторитетного алима в этой области. Авторитетный алим должен быть знатоком шариата, в части имущественных правоотношений, знатоком российского законодательства и экономики. Увы, как сказал лектор в российской федерации таких не прибавилось. Сидевший рядом с ним на встрече в Хасавюрте заместитель имама центральной мечети города фактически подтвердил это объясняя это тем, что за годы советской власти упор делался только на ритуальной части.

Но что поразило в речи Джабиева Адалета, это то что они больше носили конституционного, правового значения и направлены на защиту и развитие права, как основы экономики. То есть это был призыв соблюдать права ближнего и законы. В части местного самоуправления: «Благоустрой свою умму и мы благоустроим всю страну». Это то что говорят все либералы пропагандирующие местное самоуправление как основу государства. Поэтому не удивительно, что за два дня, я как юрист часто вступал с ним в диспуты так как мы говорили не о законах, а о праве. Я видел в нем единомышленника правоведа. 
   

image Click to view



Получается Далет призывает к тому же что и я, к законности и правопорядку через справедливость и активное участие граждан во власти. Это новый шанс оживить умершие взаимоотношения государства и общества в странном для некотором виде - исламском интерфейсе.

Но проблема в том, что дагестанский Хасавюрт который как метко заметил зам.имама городской мечети очень похож на торговый город Мекку во времена пророка, судя по аудитории навряд ли возможно назвать единой мусульманской общиной. И тут конечно вспоминаю заданные мне вопрос Максуда Садыкова, ректора исламского института Дагестана «а можно ли назвать мусульманской общину села, если там только пять человек ходят в мечеть?».

Поэтому при всей интеллигентной убедительности Джабиева Адалета его несомненно качественные семена идей пока не могут найти здесь почву. Тот же самый ректор в недавнем разговоре подтвердил, что и среди экспертов мусульманской общины по этим вопросам не найдется достаточно людей, да и в политику лезть никто не хочет. Не удивительно что почти никто не среагировал в зале на заявление Далета о создании вакуфных фондов как основа имущественной независимости мусульманской общины. Общины мусульманской нет значит и нет этих проблем.

Призыв к интеллигенции.

В то время, пока мягкий голос Далета нес исламский призыв к ушам собравшихся студентов Хасавюрта, в Махачкале в здании ДГУ президент Дагестана пытался разбудить интеллигенцию, которая собралась в количестве 250 человек. Он намекал на необходимость выполнения решения III Съезда народов Дагестана, журил преподавателей за коррупцию и подытожил тем, что молчание интеллигенции вкупе с коррупцией приводит к «образовательному терроризму». 
И здесь благие идеи и мысли падали не в то поле. Настоящую интеллигенцию если бы она была, не пришлось бы упрекать в коррупции и бездействии, т.к. это ПОЗОР, а не интеллигенция. Настоящую интеллигенцию не надо призывать и просить выполнить какое-то там обещание. Настоящая интеллигенция должна доставать власть своими идеями и активным участие в политике.
Ну я думаю, что взаимоотношения власти и «интеллигенции» строится на взаимности: первая не пускает интеллигенцию во власть и просит только бороться с коррупцией, а вторая без доступа к власти считает себя безоружной и не чем необязанной власти. Один в один - диалог мусульманских лидеров Дагестана с властью.

Поэтому считаю, что и этот призыв не достиг цели.

Тайный призыв.

Кажется для Сулаймана Уладиева и.о. главы Хасавюрта и его окружения было неожиданность, что всех имамов пригласили на совещание в Махачкалу. О результатах совещания можно наверно прочитать в пятничных газетах Духовного управления. Но посмею предположить что речь и о последствиях убийства журналиста и исламского пропагандиста таррикатского течения, которое произошло на этой недели; а также, возможно о тех переговорах, которые прошли в Национальной библиотеке с участием салафитов.  
И что-то мне подсказывает, что этот тайный призыв более эффективен описанных выше так как он адресован тем кому надо.

В итоге у нас не гражданское и не религиозное общество, поэтому на общественный порядок мы на верно не вправе рассчитывать. 
Но конкуренция путей к которым нас призывают налицо и он  становится такой острой что совпадает со временем, пространством и людьми.

Особая благодарность за то помощь в подготовке материала Сулайману Уладиеву

Дагестан, Джабиев, Хасавюрт, призыв, исламский банкинг

Previous post Next post
Up