ДОВЕРИЛИ!!!!

May 06, 2011 16:05

Сегодня gusaev позвонил и сообщил интересную новость. Ему пришел протокол заседания у Хлопонина, где он две недели назад отличился. Получается ему и мне Хлопонин доверил представить проект изменений в Федеральный закон! Причем меня на заседании даже не было, Тимур читал наш доклад. А тут в Дагестане даже к законопроектам НС не допускают, я уж не говорю о том, что как члену рабочей группы Комиссии по адаптации даже проект положения о Комиссии не показывали. Одним словом тронуло кавказскую гордыню такое уважение





Текст выступления у Хлопонина здесь
БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ
через совершенствование правового поля и институты примирения

Адвокат Расул Кадиев
президент Дагестанской гильдии юристов

1. Конфликты внутрии общества и с государством о порядке и формах управления были, есть и будут. Проблема в том, что на Кавказе эти конфликты разрешаются насильственным методом, превращаясь в экстремизм, то есть выходят за рамки правового поля.

2. Но что представляет собой сегодня государственное правовое поле на Северном Кавказе? Государственное правовая система из-за коррупции поглотившей все сферы управления и правосудия утратила доверие населения и больше не ассоциируется со справедливостью.
Потеряв доверие к государству, жители Дагестана стали внедрять в общественную жизнь нормы Ислама и обычая.
Сейчас в республике функционируют 1276 суннитских джума-мечетей, 827 квартальных мечетей, 243 молитвенных дома, 13 исламских вузов, 76 медресе.
Вопросы распределения земель, избрание депутатов и другие вопросы не обходится без участия имамов. Де-факто во многих горных селах никто не обращается в суды, а идут прямо к имаму. При этом есть еще села, где обычаи сильнее религиозных взглядов.
Законодательство Российской Федерации де-факто не работает во многих селах и районах, так как о нем ничего не знают и соответственно не соблюдают и не пользуются.
Если на дагестанской равнине до сих пор идут споры о земле, то в горной части во многих селах земля давно перераспределена в собственность на основании обычаев. И это не смотря на то, что бесплатная передача земли в собственность запрещена.
Авторитет юриста как носителя знания о государственном праве намного ниже чем авторитет имама.
Тяжелая экономическая ситуация в горной части выталкивает население в города. В результате этого «течения социально-горных рек» в городах появилось большая часть населения, которая не является носителем государственной правовой идеологии, соответственно даже в городских обществах государственное поле не действует эффективно. Проведенный мною недавно опрос на радио ЭХО Махачкалы, показал, что даже в Махачкале боле 80% доверяют не судьям, а имамам.
Правовое поле Дагестана превратилось в старинное цветное одеяло с дырками.

3. Из-за отсутствия надлежащих идеологических ценностей даже тогда когда население пользуется государственными законами и гарантиями нормативные акты работают довольно странно. Так, например, закон «о материнском капитале», который был принят для укрепления семьи в Дагестане привел к распаду семей. Сельские люди для быстрого получения денег организуют отказ от ребенка молодоженами в пользу родителей супругов, у которых еще есть несовершеннолетние дети. В результате эти бабушки и дедушки получают право на материнский капитал. А де-факто ребенок продолжает жить со своими родителями. То есть закон стал работать на то, чтобы браки не регистрировались.

4. Анализ действия государства по защите своего правового поля показал, что государства не только не защищает свое правовое поле, но само отдает его. Это хорошо видно по соотношению количества юристов в районах с количеством имамов; соотношение количества часов на обществознание в школах и встречи с религиозными деятелями; соотношения информации о праве с информацией о религии и финансирование правовой пропаганды (с 2008 г. по 2011 года в Дагестане было выделено 3 млн. рублей на правовое воспитание, а на взаимодействие с религиозными организациями - около 80млн.рублей государственных средств(!))
Авторитет государства основан на строгом исполнении закона самого государства. Если сами госорганы не выполняют закон, то уважение к государству не будет и на этом поднимаются экстремистские антигосударственные идеи, заполняя оставленное государством пространство. Однако, государство, делая скидки на тяжелую криминогенную ситуацию на территории Дагестана «закрывает глаза» на процессуальные нарушения правоохранителей. И получается странная формула: чем тяжелее состояние, тем больше скидок - тем меньше законности - тем больше экстремизма.

5. Разрешения конфликтов традиционным путем.
На Кавказе традиционным институтом разрешения конфликтов был и остается маслиат. Этот институт успешно конкурирует с судебной властью, т.к. задача правосудия установить виновного, а задача маслиата остановить конфликт.
Так называемые маслаатчики, т.е. примирители все больше становятся уважаемыми людьми. В «производстве» этих людей оказываются дела по семейным, наследственным, гражданско-правовым спорам и даже уголовным делам. Они примеряют целые кланы, предотвращают часто пролитие крови. Появление во время конфликта маслаатчика сразу изменяет ситуацию, т.к. дагестанцы знают, что в ход идут процедуры, которые они не имеют право игнорировать и не уважать, т.к. получат общественное призрение за нарушение норм шариата и традиций.
По опросу проведенному автором, выяснилось, что например у маслаатчика из г.Хасавюрт в среднем 4 дела в месяц заканчиваются примирением сторон, одновременно на момент опроса у него находилось 2 дела об убийстве. Это нагрузка районного судьи в горной части Дагестана.
По словам одного из работников центральной мечети г.Махачкалы ежемесячно с помощью маслиата разрешаются 1-2 экономических конфликтов и 10 семейных. Очень часто институт маслиата используется в уголовных конфликтах.

Власти на Северном Кавказе, стали активно применять институт маслиата для разрешения конфликтов в обществе.
В Чечне 27 августа 2010 года по инициативе главы республики Рамзана Кадырова создана Комиссия по примирению семей, находившихся в состоянии кровной вражды. Региональные власти, только за январь текущего года, по словам муфтия республики Султана Мирзаева, религиозными деятелями урегулировано 388 конфликтов. А всего с начала работы комиссия сообщает о примирении более 200 семей, находившихся в состоянии кровной вражды.
Власти Ингушетии также содействуют муфтияту республики в примирении.
Процедуры примирения пытаются внедрить в рамках дагестанской Комиссии по адаптации лиц, отказавшихся от террористической деятельности, в частности Комиссия решила содействовать примирению потерпевших и подследственных. Сейчас принято решение о создании аналогичных комиссий в районах.
04 апреля 2011 года мэр г.Хасавюрт издал постановление о создании Согласительной комиссии по разрешению конфликтных ситуаций, споров и примирению сторон. На днях должно быть принято положение об этой комиссии в которой, ваш покорный слуга постарался вложить принципы и порядок содействия властей разрешению конфликтов и развитию институтов примирения в г.Хасавюрте.

Но с учетом традиций и распространения ислама на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии, считаю, что власти еще очень мало сделали в использовании институтов примирения.
Во-первых, парламенты этих Республик активно не включились в обсуждение законопроекта Президента России об альтернативных способах разрешения конфликтов. В результате принятый от 27.07.2010г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) вообще не учитывает традиционные для в мусульманской и иудейской культур институты примирения и его трудно будет внедрять на территории Северного Кавказа, т.к. он изобилует бюрократией.
Во-вторых, на территории СКФО практически не развита система служб примирения в школах и иных учебных заведениях, тогда как эти службы давно показали себя с лучшей стороны в некоторых регионах России и это помогло снизить конфликтность среди молодежи. А при наших традициях примирения мы должны были первыми в каждой школе и ВУЗе учредить такие службы.
Интересно и то, что в Дагестанских исламских ВУЗах не преподают институт примирения. В то же время уже есть Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов" и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов".
Выводы:
Для эффективной борьбы с экстремизмом государство должно строить свою политику на Северном Кавказе с позиции конкуренции за репутацию справедливой системы управления.
Должен работать принцип: чем тяжелее ситуация тем точнее и безупречнее должно быть исполнение закона.
Согласно этому принципу кадровая политика в правоохранительных органах должна ужесточатся по сравнению с другими регионами России. На Северном Кавказе как на идеологическом фронте должны работать лучшие юристы, к которым предъявляют требования жестче, чем к их коллегам в других регионах Российской Федерации. Правоохранительные и судебные органы должны получать в два или три раза больше квалифицированной информации, чем их коллегии в других регионах.
Неисполнение закона правоохранителями и представителями властей на территории Северного Кавказа должно рассматриваться как предательство на идеологическом фронте.
Информационно-правовое поле должно быть расширено до той степени, в которой возможно говорить о сбалансированности с религиозной идеологией.
Там где в силу определенных причин конкурировать с религиозно-экстремистскими идеологиями не возможно необходимо использовать обычаи и нормы религии для выбивания почвы из под экстремистов и привлечения населения на сторону государства.
Учитывая не возможность насадить в каждом селе по юристу государство должно активно взаимодействовать с имами и кадиями. Для этих людей должны быть, КАК МИНИМУМ организованы курсы по обществознанию.
В результате мы должны доказать, что государственная правовая система создана для людей любых конфессий и они могут ею эффективно пользоваться. Например, законом от 27.07.2010г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Предложения:
Для достижения единообразия в правовом поле СКФО предлагаю
- создать правовой совет при главе СКФО, куда включить ученых и представителей правоохранительных органов и органов юстиции субъектов СКФО, которые смогут вырабатывать правовые рекомендации о взаимодейсвии обычаев, религиозных норм и закона.
- принять программу правового развития в СКФО не менее чем на 5 лет
- настоять на принятии в республиках СФКО законов о правовом воспитании для закрепления постоянного финансирования правовой пропаганды по критериям, разработанным правовым советом при главе СКФО
- организовать учебу активистов правовой пропаганды и курсы обществознания для представителей религиозных конфессий работе религиозных ВУЗов
- поощрять развитие системы содействия разрешения конфликтов на уровне муниципалитетов; в том числе комиссий по адаптации лиц отказавшихся от экстремистской деятельности.

СКФО, Хлопонин, закон

Previous post Next post
Up