Комиссия по адаптации это революция против карательной системы.

Mar 23, 2011 21:13

Сегодня, как всегда немного неожиданно получил просьбу-приглашение выехать вместе с рабочей группой к подопечным Комиссии по адаптации. Встреча рабочая, без представителей СМИ (если не считать вашего непокорного блогера). Я с удовольствием согласился, тем более давно собирался написать о феномене Комиссии как беспрецедентном юридическом явлении. Похоже что мы сделали то, чего не смогли сделать ни в России ни Европе, причем сами этого не зная.

"Задержанные ранее в Махачкале по подозрению в содействии террористической деятельности житель Челябинской области Альберт Абдурахманов и житель Башкирии Радмир Рашитов, согласно решению комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, определены в медресе при одной из мечетей Махачкалы для прохождения обучения основам ислама" http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/182483/ Вот к этим товарищам мы и поехали.
Поговорив с ректором исламского ВУЗа мы пригласили ребят для разговора.
Мда... Сказать, что перед нами предстали люди которых навряд ли заподозришь в том, что они способны приехать умирать в Дагестан за истинную религию, это ничего не сказать. Исхудавшие ребята, в глазах которых не капли агрессии. Из малообеспеченных семей. Один рассказал, что хотел учиться в исламском ВУЗе в Уфе, но жизнь в городе дорогая и его семья, которая состоит из 6 человек и так ютится в двухкомнатной квартире. В принципе, ему то я так понял не было что терять. Второй, из Челябинской области тоже не из благополучной семьи. Мы так и не поняли как оба пришли к религии. Башкирец, рассказывал что у них человек в тюбетейке вызывает в обществе агрессию. Тогда зачем он приехал на джихад? Оба сказали, что начитались сайтов с призывами приехать на войну в Дагестан.
Я так и не понял куда они ехали и где тут сборный пункт на джихад.
мои коллеги расспросили об их видении своего будущего и чем мы можем им помочь.

Приехал следователь.
До его приезда я стал интересоваться почему они не знают своих адвокатов. Следователь отверг подозрения в привлечении к работе недобросовестных адвокатов (красных). Оказывается, он их посещает два-три раза в неделю. Они свободно гуляют по городу с учащимися ВУЗа к которому прикреплены. Но периодически звонят следователю и спрашивают его разрешение.
Следователь оказался очень активным человеком и выдал нам историю которая меня лично удивила.
Задержали четверых казахов, Все вроде как умные ребята. Но вот приехали в Дагестан на "джихад". И что они сделали?: стали забрасывать спецназ камнями(!?)и кричали Аллагу Акбар(!). Не смотря на это дагестанские спецназовцы не пристрели их как собак,а задержали. Выяснилось, что один из них в совершенстве владеет оружием и даже участвовал в совместных учениях с НАТОвцами; другой компьютерщик, третий еще какой-то там студент.И приехали они умирать на "джихад" ничего лучше не нашли как закидать камнями спецназ.
Родственники этих воинов при встрече с спецназавцами ревели и благодарили их, что не стреляли в их детей.
В итоге следователь заявил нам, что мы проиграли информационную войну в пух и прах. Рядом сидел Зубайру из информационного-аналитического управления Президента Дагестана, выполнявшего сегодня роль нашего водителя и констатацию информационного поражения принял без апелляционно.

Мы подвозили следователя к прокуратуре. Он с нами вежливо поругался, вернее больше с работником Комиссии. Смысл в том что следователь недоумевал почему так медленно работает пропагандирующая машина и почему власти не могут показать хотя бы тех же самых спецназавцев, чтобы люди знали что в милиции не стреляют с перепугу.
Да таких следователей, которые так опекают своих подследственных уже мало. Сейчас все больше молодежь, с которых руководство МВД, чаще всего бывшие опера, требуют побыстрее дела подшивать и в судебную топку.

Но смысл поста не о том.
Российский уголовный процесс это карательный процесс.
Для системы важнее наказать. В итоге в гонке за показателями наши намолотили сотни тысяч зэков, что легло непомерным бременем на плечи государства. А долги перед потерпевшими превысили млрд рублей.

Комиссия по адаптации это революция нашего уголовного "правосудия". В Российской Федерации уже очень давно ученые и даже некоторые прогрессивные судьи Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ говорят о введении политики восстановительного правосудия. Это когда все идет к тому чтобы максимально вернуть потерпевшего и преступника в состояние до преступления. То есть восстановить ущерб потерпевшему и попытаться примерить с подсудимым. В результате мини конфликт улажен, за содействие со следствием преступник получает снисхождение или даже переквалификацию. Заодно мы не воспитываем в колониях профессиональных преступников. В США, откуда пошло восстановительное правосудие, преступник даже проходит специальную программу: его могут обязать научить детей ловить рыбу, сделать что-то полезное для города пройти обучение по специальности (см. фильмhttp://video.yandex.ru/users/kadievrasul/view/2/) . НО ЭТО ТОЛЬКО ПО НЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ!!!!!

А у нас в Дагестане все не как у всех!!!!
Мы не стали размениваться по мелочам. У нас Комиссия по адаптации занимается восстановительным правосудием по самым тяжким преступлениям!!!!! Причем, никто в НАК или в руководстве республике даже не думал о восстановительном правосудии. Фактически политическая необходимость вынудило власти создать орган который будет заниматься восстановление общества, спасть оступившихся и выводить "из леса" активных деятелей подполья, возвращая их в общество и САМОЕ главное мирить общество с ними. Для этого в Комиссию включили и Аббаса Кебедова и силовиков и Уполномоченного по правам человека. А вы посмотрите на решения комиссии: направили на принудительное обучение канонам Ислама, с согласия самих направленны; решения вопроса о месте отбывания наказания; заступничество перед судом и правоохранительными органами. Сейчас, между нами говоря, кое-кто из следаков может даже получить или уже получил по шапке за то что не дает покоя семье человека, который прошел через Комиссию!!!
Да о таком органе восстановительного правосудия мы и не мечтали по обыкновенным делам. Ведь если не Комиссия то этих двух горе-боевиков давно бы в статистические показатели записали. и никто с ними не возился бы. Даже следователь с которым мы сегодня познакомились и то понимает, что старыми методами уже не решишь проблему. Поэтому он так горячо и высказывал свое недовольство медлительностью Комиссии.

Да у нас не то что российские юристы у нас европейские юристы могут поучится, потому как подобные комиссии по таким делам на фоне массовой истерии борьбы с терроризмом ни в Европе ни в США не созданы. (я как мог опрашивал знакомых правозащитников, даже из-за рубежа).
Как сказал мой товарищ: "Комиссия это пока лучшее что сделала дагестанская власть"

Но при этом, из-за того что в создании Комиссии больше политического чем структурного юридического мотива, наша Комиссия имеет ряд недостатков:
- Все держится на авторитете ее руководителя и на плечах нескольких чиновников аппарата правительства, которые готовят материалы по Комиссии до 3-4 часов ночи. И это стало похоже больше не на планомерную работу а на личную инициативу Курбанова и Президента Дагестана. Если Комиссия будет набирать обороты они просто захлебнутся в материалах.
- Нет структурных ненормативных актов. Ни прокуратура Дагестана ни МВД РД не приняли внутренних документов которые указывают сотрудникам на приоритет вопросов связанных с Комиссией. Очень не приятно слушать на проходной прокуратуры от дежурного " какая еще комиссия?" так никто не будет сдаваться.
- Пора вырабатывать более четкие схемы работы с "клиентами", что позволит эффективно и быстро работать. А то до сих пор не ясно процесс принятия решения Комиссии. На труголизме работников аппарата правительства далеко не уедешь.
- Информация о деятельности Комиссии должна быть постоянно в СМИ. И она должна быть более четкой. - приняли решение о создании аналогов комиссии в районах, но пока не знают как это сделать.
- И наконец нет отобранных правовых инструментов: норм законов на которые можно опираться принуждая к исполнению политических решений Комиссии.
Вроде пока все. Или что-то я забыл?.. Ах, да. желательно иногда прислушиваться к критике Кадиева Расула.

В итоге мы не можем выиграть информационную войну в интернете, но при этом делаем то над чем бьется все прогрессивное юридическое сообщество России и получаем Комиссию, аналог которой нет даже в Европе!

У НАС РАБОТАЕТ ТО ЧТО РАБОТАТЬ НЕ МОЖЕТ.
После "Заседания" Комиссии мы с Зубайру и Хабибом Магомедовым поехали в аэропорт проводить нашего товарища, эксперта по Северному Кавказу, Соколова Дениса. Товарищ наш приехал с очередной поездки по дагестанским горам и привез массу впечатлений и сушеное мясо в брикетах, которое я выставил в предыдущем посте. В аэропорту он сказал, что Дагестан это удивительный край, здесь не знаешь что тебя ждет за поворотом. Высоко в горах он наткнулся на цех пластиковых окон. На вопрос Дениса, почему хозяин выбрал такое невыгодное удаленное от клиентов место расположения бизнеса, тот ответил " дом же рядом". Экономическая теория отдыхает. И Зубайру ему сказал: приезжай к нам и мы тебе покажем то, что не может работать но работает. Вот такой у нас Дагестан.

комиссия по адаптации, Дагестан, боевики

Previous post Next post
Up