В прошлом году я познакомилась с одним японцем, история которого меня очень впечатлила.
Он уже немолодой, сухощавый мужчина с седыми волосами, в очках, вечном сером или черном костюме и при галстуке, на вид обычный японец. Говорит тихо, спокойно, жесты почти не использует, все поклоны делает строго по линейке, как положено японским этикетом.
Когда Ха-сан было 20 с небольшим лет (в Японии это совсем дитё считается), он уехал в Америку учиться на соцработника широкого профиля. Там он стал работать в детских домах и подобных центрах, где фокус был на очень больных детей - с сильными неизлечимыми отклонениями в развитии. А дальше он поехал по разным другим странам и всё так же работал и учился в этой сфере в Европе, Таиланде и Индии.
- Я видел очень много горя и страданий, - медленно, тихо и без единой эмоции на лице говорит он.
Он вернулся в Японию и уже много лет работает в организации, занимающейся детдомами и усыновлениями, причем не только японскими, но и иностранными, в основном с Америкой.
Он проводит тренинги для потенциальных усыновителей, встречается с родителями и ведет их истории, работает в нескольких детдомах в префектуре, делает семинары, занимается печатными материалами и ведет пятиминутку-рекламку деток на радио. 8 лет назад какой-то англичанин в соавторстве с японкой написали книгу об истории усыновления в Японии и о проблемах усыновления сегодня, и Ха-сан наряду с другими организациями их консультировал.
Книгу эту я у него, естественно, попросила - информацию по усыновлению в разных странах я легко находила на английском и в интернете, и через друзей, а вот Япония о своих детдомах молчит как партизан. С этого началось мое более детальное знакомство со всей японской системой усыновительных институтов и волонтерство в детдоме.
Дело было в прошлом году, когда я разрывалась между аллергией, работой и беременностью и не писала в ЖЖ, а сейчас просматривала новости и решила написать.
Тема огромная, так что буду постепенно.
1) Усыновление в Японии тема-табу. Детдома не рекламируют в поездах или газетах, о них редко пишут и почти не говорят на ТВ. Ни один из моих знакомых не в курсе, где они вообще, эти детдома. Ни у кого нет знакомых, кто усыновил бы. Мои друзья американцы все время говорят, что у них в каждом классе в школе было по паре-тройке усыновленных ребят.
2) Япония на одном из последних мест в мире по усыновлениям.
3) В Японии мало того, что трудно усыновляются дети-японцы, но интернациональные усыновления отсутствуют вовсе. То есть, фактически ни одна японская пара не будет усыновлять ребенка из какой-то другой страны. Скорее иностранцы, приехавшие в Японию, усыновят япончика. Это особенности монолитного чисто-японского социума - если ты не выглядишь, как наш, то ты не наш.
4) Как и во многих других странах, все хотят усыновить совсем маленького ребенка, а в Японии это особенно критично, потому что из-за табуированности темы родители хотят усыновлять тайно - они дают ребенку свое имя и обычно переезжают в другой город, где их никто не знает.
Ха-сан и другие организации активно работают над тем, чтобы усыновления были открытыми.
"Мы не можем запретить родителям усыновлять тайно, но мы всячески пытаемся от этого уйти". Организации хранят информацию об усыновленных детях и имеют право дать это инфо ребенку после достижения 18 лет.
5) Из-за всего этого у детей постарше, и особенно у подростков, фактически нет шансов. Они, скорее всего, останутся в детдоме до своих 18 лет.