Трагедия соглядатая. Schläfer (2005)

May 28, 2013 20:44



Беспристрастное и оттого пугающее своей реальностью кино. Историю случайного доноса Хайзенберг превращает в умный рассказ об одиночестве и опасности «холодного ума».

С этого момента фильм доступен с русскими субтитрами на рутрекере.

Выдержки из интервью Беньямина Хайзенберга для AFC

«Спящий» перекликается с событиями 11 сентября, несмотря на то, что в фильме нет явных отсылок. Что именно вдохновило вас на создание фильма?

На мой взгляд, 11 сентября стало решающим событием, потому что оно наглядно и в драматической форме, продемонстрировало нам как новый вид терроризма смог изменить политическую обстановку. Последствия не заставили себя долго ждать. Из-за того, что терроризм стал рассматриваться как «новый тип войны» национальные системы безопасности были реорганизованы в самые короткие сроки.

Каким представлен в вашем фильме «научный мир»?

Для меня, прежде всего, это мир где поднимаются этические вопросы. В экспериментах с использованием животных решения об их жизни и смерти являются частью ежедневного рабочего графика. У меня возникло чувство, что в результате такой работы у людей вырабатывается рационализм, который свойственен информаторам ФБР или «спящим». Происходит своего рода эмоциональная диссоциация, как правило, такие люди судят о своих эмоциях как о чем-то теоретическом. Мотивы такого раскола самые разные. В одном случае имеет место идеология, в другом - интерес научного анализа, а кому-то просто необходимо зарабатывать. То, что в нормальном состоянии относится к сфере эмоций, в их случае наделяется рациональностью - именно это и приводит к моральным конфликтам.

Йоханнес и Фарид антагонисты или они «на одной стороне»?

Они не антагонисты и не «на одной стороне». Какие-то их черты разнятся, но, в то же самое время, они чем-то похожи. С одной стороны Йоханнес доносит на Фарида, а с другой - между двумя мужчина развиваются отношения. Это профессиональная ситуация в которой имеют место конфликтные области, но не без положительных эмоций. Йоханнес рассматривает Фарида как одного их тех, с кем он может разговаривать и дискутировать на равных. В то же самое время физиологические особенности Фарида, то, как он ведет себя в конфликтной ситуации и его наслаждение радостями жизни чужды Йоханнесу. Фарид его привлекает и одновременно отталкивает, по ходу фильма одно чувство преобладает над другим. Предательство становится результатом разочарования, которое, в конце концов, приводит героя к отчаянью.

Какую роль в фильме сыграл «любовный треугольник», обозначившийся с появлением Беаты?

Я бы не назвал это ménage à trois. На начальном этапе я следовал этой идее, но позже, я от нее отказался. Дело в том, что эта троица не приходит к договоренности и конкуренция продолжается. Беата в поисках, она вступает в отношения с обоими мужчинами, для нее это как две стороны одной медали. Она нуждается в каждом и все из-за ее собственного чувства неопределенности. Ее характер всегда виделся мне как характер человека относительно сильного снаружи, но который неоднократно погружался в пучину изоляции. Из-за этого она стремится искать себе партнеров способных, так сказать, «оставаться наплаву». Когда один ее оставляет она переключает свое внимание на второго. Фарид отдаляется и девушка старается, чтобы рядом оказался Йоханнес. Она поступает так из-за боязни остаться в одиночестве. Беата похожа на них в психологическом отношении, как и мужчины, она по-своему одинока и ищет верные ориентиры.

Ваш фильм обходится без сильного нравственного характера, носителя определенных ценностей и «принципа любви» в качестве универсального ответа. Неужели, это пессимистичный взгляд на межличностные отношения?

Не сказал бы. Я считаю, что отношения троих героев зиждутся на слишком шатком фундаменте. Это реалистичная оценка, нежели пессимистичная. Отказ от сильного нравственного характера - не намеренный ход. Я хотел показать неуверенность героев, но во мне нет убежденности, что любовь не способна излечить в фильме всех и вся. В контексте данной ленты желание любви не гарантирует уверенности, так как таит в себе множество сомнений. На самом деле, любовь это не интерес к другому человеку, это желание уверенности. Не думаю, что их любовь будет длиться, в фильме это ясно видно, мне вот кажется, что в наши дни такой ход событий не редкость. Но я абсолютно убежден, что очень сильное чувство любви способно привнести в человеческую жизнь непоколебимую уверенность. Даже стабильные отношения переживают периоды уверенности и неуверенности, а любовь не в состоянии смягчить последствия, когда все идет не так как должно. В романтических историях такое случается регулярно. Думаю, именно так в фильме и передана любовь.

mehdi nebbou, translation, berlin school, bastian trost, benjamin heisenberg, torrents

Previous post Next post
Up