Из минкульта Башкортостана с любовью-2. 12-я, 13-я и последующие серии сериала.

Jul 24, 2017 14:23


Как я вам обещал. многосерийный фильм про БСТ, Минкульт и Кино Башкортостана продолжается.
Если вы не видели предварительные 12 серий. то и не начинайте. Если вы преданный поклонник и хотите пересмотрет заново. то вот вам ссылка http://kabzon.livejournal.com/794707.html

Изучайте матчасть. а я пока продолжу:

В 12 серии этого увлекательного сериала, главные герои немного отвлекуться от фильма и пустятся в рассуждения про "кено". Что это такое. зачем оно в Башкирии и как они видят ситуацию изнутри.
Начнет двенадцатую серию сценарист, режиссер. прозаик. кинодрамматург. директор множества фильмов, Зухра Буракаева.
И начнет эна со статьи в электогазете ПроУфу.ру



Из Минкульта с любовью, или  «Ближний круг» госпожи Шафиковой

Зухра Буракаева пишет:
   Перед тем как писать о самой наболевшей теме - башкирском кино, представлюсь. Я работаю в сфере кино с 1995 года. Два десятка лет отданы киностудии «Башкортостан» в качестве редактора, сценариста, директора фильмов, организатора различных киномероприятий. Являюсь членом Союза кинематографистов России и Башкортостана. Пока не попросили «сверху», на общественных началах была ответственным секретарем Союза кинематографистов Башкортостана.

Немного истории…
Отцом-основателем башкирского игрового кино считается Амир Абдразаков. Знакомая фамилия? Да, это отец тех самых Абдразаковых, мировых звезд оперы - Аскара и Ильдара.

Амир Габдульманович и сам обладал прекрасным голосом. Был хорошим актером, играл на народной скрипке. Рассказывал нам, молодым сотрудникам киностудии, которую он основал, удивительные истории. Как ходил босиком по оренбургской степи из одной деревни в другую, громко пел, а местные жители, заслышав его, знали: «Амир идет!». Как услышал немецкую трофейную скрипку впервые и был настолько поражен, что часто бегал к фронтовику, пока тот не подарил ее молодому пареньку. Как учился в Москве (он был из плеяды знаменитых «гитиссовцев» - Гюлли Мубаряковой, Хамита Яруллина, Зиниры Атнабаевой и мн. др.).

Уже там, в Москве, когда их брали в массовку фильма «Карнавальная ночь» и другие картины, Амир был покорен кино. И как только в Башкирии в 60-е открылось телевидение, Амир Габдульманович ушел из театра и стал режиссером. В 1972 году снял удивительный короткометражный фильм «Надежда» («Өмөт»). С тех пор и началась эпоха игрового кино в Башкортостане.

Амир Габдульманович создал множество разных картин. Ему с единомышленниками пришлось во всем быть первым: в создании музыкальных фильмов на башкирском языке, исторических телесериалов, видеоклипов на башкирские народные песни.
И всегда с ним рядом был лучший друг, оператор Ильдус Галиуллин. Они вместе готовили документацию на создание киностудии в 90-е. Ильдус Хадыевич также проделал огромную работу, создав Союз кинематографистов Башкортостана.

А еще был режиссер-документалист Малик Якшимбетов, снявший жесткое политическое кино «Врата свободы» и пострадавший из-за этого. Умер от сердечной болезни в 48 лет. Он воспитал целую плеяду кинематографистов, среди которых популярный в республике режиссер, оператор и продюсер Рияз Исхаков и известный московский кинооператор Даян Гайткулов. Благодаря Малику Насиховичу в Алматы была отправлена группа для обучения анимации. Так появилось целое поколение известных в стране режиссеров анимации, таких как Рим Шарафутдинов и Владислав Байрамгулов.

Почему я начинаю так издалека? Потому что это связь поколений. Это было бескорыстное и честное поколение. Они перестали работать в кино только где-то за год до своего ухода из жизни, когда уже сильно болели и не могли ходить. Но всегда помогали, советовали, наставляли, радовались нашим успехам. Благодаря их поддержке многие кинематографисты, еще неопытные, получили хорошие проекты и стали членами Союза кинематографистов. Они учили нас всегда помогать начинающим. И мы, среднее поколение, по сути, так и делаем.
И так же, как они, продолжаем убеждать, почему и в какой форме должно существовать башкирское кино. Многие из кинематографистов уехали из республики, а мы после окончания московских киновузов работаем здесь, потому что башкирское кино должно создаваться в Башкортостане. Больше негде. И руководство республики должно оказывать государственную поддержку этой важной идеологический и культурной отрасли. Но на деле…
«Кому хотим, тому даем»

Прежняя власть поддерживала киностудию «Башкортостан», пусть недостаточно, но кино могло показать себя, встать на ноги. Помнится, когда выпускник ВГИКа Булат Юсупов снимал на пленку KODAK (!) свой дипломный фильм «Стеклянный пассажир», ребята из Казахстана (ныне очень успешные кинорежиссеры у себя на родине, снимающие блокбастеры и дорогостоящие исторические сериалы) по-хорошему завидовали нам и печалились по поводу запустения Алматинской киностудии, о том, что они и не смеют мечтать о съемках настоящего кино.

Киностудия  «Башкортостан» в те годы занимала половину детского сада. И снимала очень интересные проекты - документальные, художественные, анимационные. Так бы и продолжалось, если бы не убрали директора-«киношника» Михаила Новикова, который лично приезжал на старом УАЗике проверить, в каких условиях работает съемочная группа, всегда поддерживал дебютантов, налаживал связи…
Затем появились у киностудии огромные здания-заводы, в которых постоянно что-нибудь ремонтировалось. Фильмы снимались. Но уже тогда всех обдало душком влияния единоличных решений минкультовских чиновников и новых директоров: «Кому хотим, тому даем». Теперь с грустью вспоминаешь потраченное на уговоры чиновников время, круглые столы, проекты, изучение опыта других киностудий и прочее, прочее… Не выдержал режиссер Булат Юсупов, ушел Рияз Исхаков, уехал в Москву сценарист Айдар Акманов. На государственную киностудию надежд почти не было. Директора могли в любой момент «заморозить» проект без объяснения причин. Или утвердить на худсовете проект, а затем сказать: «Денег нет». Не скажу, что не снималось, - снималось. Но все давалось почти всегда вопреки, а не благодаря. Любой проект означал, что вместе с шансом получаешь нервотрепку и начнешь вкладывать личные деньги.
Вместо того чтобы знакомиться с руководителями других студий, организаторами фестивалей, налаживать контакты с зарубежными студиями, директора и Министерство культуры упустили огромный шанс вырваться вперед, оставив позади все регионы, у которых тогда еще не было своих киностудий и государственной поддержки. Теперь уже многие регионы ушли далеко вперед. А лозунг «Кому хотим, тому даем» при министре культуры Амине Шафиковой вроде как достиг невероятных высот.

Пока надеждою горим…
Когда молодая, скромная, талантливая пианистка Амина Шафикова заняла пост министра, все были полны надежд. Человек культуры как-никак. К тому же и на пост директора киностудии поставили своего «киношника» Азамата Хужахметова. А тут еще гранты!..
Казалось, вот сейчас сядет экспертная комиссия, посмотрит на все кинопроекты и решит: «Давайте в этом году поддержим этого. А на следующий - вот того».
Смешно вспоминать про эти годы. Пусть не после первой, но уже со второй раздачи грантов стало ясно: зря надеялись.
Амина Шафикова за все годы так и не вникла в тонкости кинопроизводства, что она и продемонстрировала на круглом столе 25 марта 2016 года, когда, наконец, соизволила выслушать предложения кинематографистов. Снова мы, наивные, предлагали, обсуждали. На том же мероприятии Амина Ивниевна извинилась, что «нечаянно» вычеркнула из проектов киностудии короткометражные фильмы «Снегопад» Тансулпан Буракаевой на башкирском языке и русскоязычный фильм «Добро» Романа Пожидаева (к слову сказать, у режиссера из 9-ти игровых и документальных фильмов, 7 - на башкирском языке).

В тот день Амина Ивниевна была в хорошем настроении (у нее был день рождения), она мило улыбнулась и ответила, что просто не вникала. И велела восстановить эти фильмы. Но затем на уровне министерства их снова вычеркнули. Почему? Потому что уже тогда, по моему мнению, были обозначены «ближний круг» и список неугодных, таких как я, моя родная сестра Тансулпан Буракаева, еще раньше - кинорежиссер Айсыуак Юмагулов, оператор Ильсур Ишаев, художник Руслан Магалимов. Все эти люди ушли из киностудии. Не помогли никакие заслуги перед республикой, звания, участие и награды на международных кинофестивалях. Уже тогда было ясно, что снимать кино будут только «свои». И гранты будут давать только своим.
Свои, как сейчас окончательно выясняется, - это Булат Юсупов и Айнур Аскаров.

А когда наша редакция обратилась в Министерство культуры с вопросом, почему уже в третий раз даются хорошие суммы именно этим кинорежиссерам, то пришла вот такая невнятная отписка:



Как режиссер Булат Юсупов снял самое большое количество игровых фильмов в республике?

Он как раз из того среднего поколения, которое тратило время не на творчество, а на то, чтобы показать чиновникам, «как обустроить башкирское кино». Делал проекты, разговаривал с чиновниками на всех уровнях. Когда его вынудили уйти из киностудии, Булат Тимербаевич создал независимую студию и стал снимать сериалы, а сейчас и фильмы.
Кинобум в Уфе состоялся именно благодаря киношколе Булата Юсупова. В ней ведется преподавание по авторской методике и собственному учебному пособию. Многие осуществили свою мечту снять собственные фильмы, и часть выпускников осталась работать в кино. Среди них и единственный обладатель Гран-при «Кинотавра» в республике Вадим Валиуллин.
Все так, как нас учило старшее поколение: всецело отдавать себя любимому делу и воспитывать будущую плеяду.
За годы независимого кино и реализации таких интересных проектов, как «Народное кино», фестиваль «Кинозрение», режиссер научился общаться с чиновниками на разных уровнях и проявлять себя как ответственный партнер.

К своему нынешнему положению он шел годами.
Но - при всем уважении к своему коллеге - все же непонятно, почему на выполнение столь серьезного проекта, как фильм к 100-летию республики, не был объявлен большой открытый конкурс? Почему не рассматривались другие, может быть, более выигрышные заявки на производство полнометражного кино? Ведь и сам Булат, и все мы вот уже несколько лет говорим о системе тендеров, открытых конкурсов с серьезной подготовкой в виде презентаций, трейлеров фильмов и прочее? Почему в одном кабинете и одним человеком решалась судьба столь важного для республики проекта?

Разнарядка для киностудии
Очевидно, что Министерство культуры РБ подставило киностудию, переживающую долгий и непредсказуемый по последствиям переход из унитарного предприятия в автономное, отказывалось от этих проектов.
У киностудии свои заботы и планы. В 2017 году на ней снимаются несколько проектов штатных сотрудников: 12-серийный ситком (комедийный сериал) «Домочадцы» Романа Пожидаева, документальные фильмы «Из военного дневника» Вилюры Исяндавлетовой и «Роберт Загретдинов - виртуоз-кубызист мира» Радика Кильмаматова, игровой короткометражный фильм «Внеклассный урок» Руслана Юлтаева, анимационные фильмы «Медведь и пчёлы» Айгуль Байрамгуловой, «Волшебная история» Рима Шарафутдинова.
Как мне объяснили на киностудии, сейчас у них строгая разнарядка по фильмам - 8 проектов (!). А так как ситком будет состоять из 12 серий, то решили в этом году утвердить 6 проектов.
И это на общую сумму 2 миллиона рублей! Заработная плата, содержание помещений, автопарка, закупка нового оборудования и, наконец, производство фильмов.
Если с «Первой Республикой» все более-менее ясно (фильм должен быть готов к 100-летию), то непонятно, почему снова решили дать 4,5 миллиона рублей на проект Айнура Аскарова «Буран», или, как следует из ответного письма госпожи Шафиковой, «фильма, повествующего о событиях зимы 2016 года, произошедших в Зауралье».

Талантливый человек талантлив во всем
Курсовой фильм «Енмеш» Айнура Аскарова имел колоссальный успех и заставил всех заговорить о башкирском кино. Я сама была директором этого фильма и поэтому имею хорошее представление о съемках и дальнейшем продвижении ленты.
Успех «Енмеша» на международных фестивалях еще не повторил ни один башкирский фильм, даже снятые самим же Айнуром. Комичный сюжет, прекрасная, слаженная работа всей команды, удивительно харизматичный юный герой, быт башкирской деревни. Этот фильм, безусловно, уже стал хрестоматийным и ярким примером национального кино.

Но сейчас и дальше в статье речь пойдет не о большом и самобытном режиссерском таланте Айнура Аскарова. А о том, как Айнур Юлаевич умеет настырно, как и его герой, добиваться целей.

Что такое успех на фестивалях? Раскрою вам большой секрет. Если вы сняли прекрасный фильм, это не значит, что он тут же начнет путешествовать по кинофестивалям. Многочисленные кинофестивали, которые вдруг стали проводиться во многих городах и регионах страны, быстро стали источником дохода для компаний, занимающихся платным продвижением. Они предлагают фестивалям фильмы пакетами, имеют связи с программными директорами кинофорумов. То есть к хорошему фильму надо еще добавить хорошую сумму для продвижения, часто превышающую ту, на которую снимался сам фильм.
У киностудии «Башкортостан», которая всегда была вынуждена выживать, а не работать полноценно, дополнительных денег на продвижение никогда не было. Каждый раз на худсовете режиссеры просили выделить сумму, об этом говорили и на круглом столе с Шафиковой, но результатов не было.
Создание фильма «Енмеш» совпало по времени с созданием компании «Ливандия Энтертеймент», одним из основоположников коммерческого продвижения фильмов на фестивалях, крупного игрока на этом рынке. В ту пору директором киностудии «Башкортостан» был Айбулат Юнусов. Благодаря ему Айнур Аскаров получил приличное финансирование для своего курсового фильма, а затем и дипломной ленты «Горький мёд».
Режиссер уже тогда смекнул, как нужно общаться с киностудией и Министерством культуры. Пока мы радовались успехам «Енмеша», фильм участвовал в фестивалях и получал награды без логотипа киностудии и Минкульта. Тогда была заключена взаимовыгодная сделка с компанией «Ливандия Энтертеймент»: Айнур Юлаевич отдал, безусловно, яркую картину в обмен на продвижение.

Когда все это начало выясняться, я приступила к переговорам и с Айнуром Аскаровым, и директором киностудии Айбулатом Юнусовым, и его преемником Азаматом Хужахметовым, чтобы составить юридический договор и узаконить отношения с компанией. Хотелось, чтобы первыми всегда шли титры Министерства культуры и киностудии «Башкортостан», поскольку они же являются правообладателями фильма! Ведь мы гордимся деяниями киностудии, а не смекалкой Айнура! Но никто не занялся договором, и в итоге фильмы на многих фестивалях так и продолжали участвовать без упоминания Министерства культуры РБ и киностудии «Башкортостан», словно их создала с нуля другая компания.
Позднее, в рамках подготовки фестиваля «Серебряный Акбузат», я, начав работу с Иваном Лопатиным, уже лично попросила его обозначить на сайте киностудию «Башкортостан», после этого они работали с фильмом «Горький мёд», уже не так откровенно забирая всю славу себе.
Затем был грант Айнуру Аскарову размером 5 миллионов рублей на фильм «Пусть ветер унесет мои слова». Следующий грант - для собственной независимой студии Askarfilm на полнометражную картину «Из Уфы с любовью» , которая подтвердила, что наш зритель, как и в других регионах, хочет свои фильмы. Блистательная комедия принесла студии Айнура, как он сам сообщил, более 2 миллионов рублей. То есть Министерство культуры действительно помогло встать на ноги молодой студии.

Но этого Амине Шафиковой показалось мало. В то время, когда киностудия «Башкортостан» с большим штатом и не менее успешными на фестивалях фильмами выживает на 2 миллиона рублей, Айнуру Аскарову решили выдать еще 4,5 миллиона. Причем на авторский фильм, который, в отличие от «Первой Республики», не имеет столь важного значения для Башкортостана.
На эти деньги можно было снять сразу несколько хороших проектов, в том числе дать шанс дебютантам, согласитесь? А Айнур Аскаров, как и обещал своим зрителям, мог бы снять свой «Буран» на деньги от проката.

Период выжидания
В нашей республике и за ее пределами за эти годы выросло большое число талантливых режиссеров. Если они не получают такое же количество наград на фестивалях, как фильм «Енмеш», то причину тому я объяснила выше. И то благодаря киноведам, организаторам фестивалей, которые сами устали от этой коммерции. Многие фильмы киностудии имеют фестивальный успех. Их признали везде, кроме нашего Министерства культуры.
Сейчас все просто ждут, когда закончится этот период несправедливости и некомпетентности.
рияз исхаков
Рияз Исхаков, продюсер, директор киностудии R.I.Production
- Гранты действительно давали шанс встать на ноги независимым студиям и снять хороший проект. Мы получили грант на 2 миллиона рублей для фильма «Етеган». Затем я посчитал, что неэтично снова подавать заявку, пусть теперь получают другие. Но никогда не отказывался, когда меня просили быть соисполнителем при заполнении грантовых заявок. Насур Юрушбаев, Айсыуак Юмагулов, Тимур Абдуллин… Около десяти человек. Я уже давно предлагал возвратное финансирование. К примеру, пусть на дебют дают безвозмездные гранты. А уже дальше пусть будет возвратное финансирование. Велосипед изобретать не надо, есть опыт Министерства культуры РФ. Если ты опытный, хвалишься полными залами, так имей совесть, переходи на возвратное финансирование. А сейчас просто перекрывают кислород для всех, кто еще надеялся на государственную поддержку. Также считаю, что все происходящее сейчас - шаг назад. Эти режиссеры уже создали свои независимые студии. Так работайте! А теперь их снова загонят под крыло киностудии.
тансулпан буракаева

Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист
- Что ж, поздравляю. Наконец-то Министерство культуры начало действовать честно. Это ведь ресурсозатратно: устраивать тендеры, конкурсы, чтобы в итоге иметь такой же результат с фамилиями двух режиссеров. А тут уже открыто и честно - вот вам деньги, а вот вам еще и еще.
Я сама проработала на киностудии 9 лет, сняла 6 фильмов. Получила второе высшее образование в киновузе за свои деньги. Потому что надеялась - буду снимать башкирское кино. Но, увы, придется опять надеяться. Только уже непонятно на что…
Мы обратились к известному киноведу, специалисту по продвижению фильмов Гульбарой Толомушевой (Кыргызстан) с вопросом, как у них распределяются государственные деньги.
- У нас в «Госкино» работает экспертная комиссия, которая рассматривает проекты, поступающие на конкурс. Также проекты подают и на «Кыргызфильм». Экспертную комиссию возглавляет известный кинорежиссер, в состав входят кинематографисты разных поколений - всего около 15 человек. Все очень демократично и логично. На фильмы современной тематики выделяются небольшие деньги. Больше всего финансирование получила историческая картина «Курманджа-датка», но на российские деньги и это - мизер. На прибыль от проката этого фильма создавалась лента «Завещание отца».
P.S. В конце статьи хочу сразу предупредить своих бывших коллег из киностудии «Башкортостан». Вполне вероятно, там попросят провести худсовет задним числом, ведь на киностудии не имеют права снимать без его решения. Уже вчера начальник отдела искусств Альфия Кульсарина интересовалась составом худсовета на киностудии. Что, собственно, сегодня и подтвердила в телефонном разговоре.

На этом 12-я серия закончилась, вызвав бурную реакцию у поклонников сериала.

13-я серия не заставила себя долго ждать. так как за ее съемки взялся заслуженный мэтр Башкирского синематографа. Булат Юсупов, автор многочисленных кинофильмов и автор некоторых предыдущих серий сериала "Про Башкирское кино с любовью"

Булат Юсупов:
Прочитал статью Зухры Буракаевой «Из Минкульта с любовью, или «Ближний круг» госпожи Шафиковой».
Зухра, Зухра… Ну как так… Не скажу за молодых, но зачем притворяться что ты не знаешь, что мы с 2013 года занимаемся этой темой. А ещё раньше был студенческий спектакль «День и век. 10 июля», авторы Тансулпан Бабичева и Гульсясяк Саламатова! Не было тогда никаких постановлений о 100-летии Республики. Было написано 7 серий, проект тогда назывался «Красная Башкирия». Теперь наш проект называется «Первая Республика» (рабочее название). Я и тебе предлагал, кстати, поработать сценаристом.

Мы три раза подавали на грант. И только с третьего раза мы получили поддержку и сняли первую серию - полнометражный фильм «Бабич». Теперь за свои кровные готовим новый проект, сократили 6 серий в одну, так как действительно сложно найти финансы. Мы работаем с историками, ищем реквизит, проводим кастинги. Берём кредиты и займы - вкладываем в проект. И мы конечно же обращались в Правительство и к Главе за поддержкой в течении 5-ти последних лет.
Так как государство может оказывать поддержку своим предприятиям, логично что мы предложили киностудии «Башкортостан» совместно сделать проект «Первая Республика». От себя лично хочу сказать, что я ни под какие даты и постановления не делаю кино. Так сошлись звезды. Я снимаю потому, что лично в этом заинтересован! И не надо меня вклеивать в свои конспирологические схемы. Единственная ошибка по твоей логике, это то что я, работая с проектом 5 лет, почему-то при поиске ресурсов не кричу на весь свет «Эй кто ещё хочет поконкурировать с нашим проектом?!» Ау!!! Неужели так делают все режиссёры? И разве есть в этом логика?



Полагаю, что на сегодняшний день проекту «Первая Республика» альтернативы нет. Но если где-то что есть, то будет любопытно ознакомиться. Наш же сценарий лежит у меня на столе. Кому интересно может прийти ко мне в офис и ознакомиться как с новым сценарием, так и с расширенной 7-ми серийной версией, написанной ещё в 2013 году. Вот сайт проекта www.1republic.ru
Да, должен быть худсовет, но не задним числом. И я конечно же надеюсь найти поддержку нашего проекта. Ведь, во-первых, мы доказали это успешным фильмом «Бабич». Во-вторых, объем нашей 5-летней работы с документами и архивами огромен, в-третьих я уверен фильм действительно нужен людям. Кстати фильм “Бабич” снимался при большой организационной поддержке Министерства Культуры РБ! И им огромное за это спасибо. Так что скрывать нечего.
Сегодня, чтобы снимать такое кино в нашей республике, должна быть задействована вся кинематографическая область. Практически все киношники должны работать. А ведь это и есть рост! Не так важно кого поддерживает государство. Я - не единственный режиссер. Просто в данный момент есть более подготовленные проекты. Важно что государство поддерживает отрасль в целом. Она работает и развивается. Даже если это не так быстро как хотелось.

14 серия началась так:
Зухра Буракаева :
Я все понимаю, Булат. Но полуправды не бывает. И я старалась писать объективно, как видишь. Режиссеров гораздо больше, чем два. Ты достоин снимать этот фильм, мы про это говорили. И ты бы победил бы на конкурсе, безусловно. Ты больше всех подготовлен к этой теме. Я и написала про это - что фильм важен для республики. Но хотя бы видимость конкурса? Нет?

Начало тут: http://kabzon.livejournal.com/794707.html

Продолжение следует:

Булат Юсупов, Башкортостан, Зухра Буракаева, БСТ, из минкульта с любовью

Previous post Next post
Up