Начало процедуры конкурсного производства Муэт г.Уфы - это...

Feb 04, 2021 19:21


...начало новой истории уфимского электротранспорта или его бесславный конец?

Совершенно незаметно для горожан на прошлой деле прошло заседание Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
И событие значимое, и вопросы острые, но как-то вскользь прошло данное мероприятие. Основные вопросы, конечно, итак все на слуху: это и реконструкция развязки, и мобильное приложение по работе общественного транспорта, и даже развитие электротранспорта в г. Уфе.

А что у нас с электротранспортом в Уфе? Есть ли будущее у муниципального электротранспорта Уфы?

Давайте вместе разбираться.

Для начала напомню, что первые тревожные подозрения на то, что городу больше не нужен электротранспорт появились 2018 году, когда столичные власти отказались от обновления существующих трамваев и троллейбусов, а также строительства новых трамвайных путей.

Начало процедуры конкурсного производства МУЭТ (напомню - декабрь 2020г., вся информация опубликована на ЕФРСБ), усилило опасения горожан, а некоторые СМИ стали трактовать эту процедуру, как начало действий, которые неизбежно приведут к полной остановке работы электротранспорта Уфы.

1. Давайте попытаемся достоверно оценить происходящие события.

Начнем с того, что МУЭТ (Муниципальное унитарное предприятие Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан) находится в процедуре уже не первый год. И, несмотря на трудности, ни на день не останавливало производственную деятельность. В том числе в пандемию!!!

В соответствии с требованиями Федерального закона, МУЭТ г. Уфы перешел в следующий этап процедуры несостоятельности - конкурсное производство. Таким образом, завершение процедуры конкурсного производства - это не чья-то прихоть. Предприятие не может игнорировать требования ФЗ-127 «О несостоятельности».



И хотя данная процедура гипотетически предполагает реализацию имущественного комплекса, в связи с тем, что МУЭТ является социально-значимым предприятием, Администрация ГО г. Уфы будет являться участником сделки, курирующим использование производственного комплекса по прямому назначению - обеспечение жителей города транспортной доступностью.
Поэтому вероятнее ситуация, при которой после проведения процедуры торгов имущественный комплекс будет передан собственнику - т.е. Администрации ГО г. Уфа.

2. Работа городского электротранспорта в сегодняшних реалиях.

Давая оценку работе электротранспорта, давайте еще раз обратим внимание на то, что на протяжении последних лет в бюджете городского округа целевого финансирования МУЭТ г.Уфы на приобретение (обновление), ремонт и модернизацию подвижного состава не предусматривалось.

Более того, мероприятия, направленные на приобретение (обновление) подвижного состава и приведение инфраструктуры в соответствие требованиям нормативно-правовых актов о транспортной безопасности, предусмотренные муниципальной программой «Развитие транспортного обслуживания населения городского округа город Уфа РБ», утвержденной Постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ от 31.05.2018 г. №936, были исключены путем внесения изменений в указанную муниципальную программу соответствующими Постановления города.

И это несмотря на то, что на сегодняшний день на балансе МУЭТ г. Уфы состоит:


  • 140 ед. трамваев, износ которых составляет 98%, средний возраст 32,1 года (в том числе 70 единиц модели «Татра», износ которых составляет 100%);

  • 164 ед. троллейбусов, износ которых составляет 97,8%, средний возраст 12,04 года.
Для нашего города, население которого составляет более 1 млн. человек, это не более чем капля в море.

Но будем реалистами: выдерживать идеальное расписание с периодичностью движения, способной адекватно удовлетворять потребность населения в этих условиях невозможно. И те попытки, которые МУЭТ сейчас предпринимает без целевой финансовой помощи, не позволят им выйти из того сложного экономического состояния, в котором они находятся уже многие годы.

3. Что делается для нормальной работы электротранспорта?

В конце октября 2020г. было подписано мировое соглашение, согласно которому произошло объединение МУЭТ г. Уфы и Управления инфраструктурой транспорта города.



Несколькими годами ранее предприятие было разделено на сам МУЭТ, в котором сохранился лишь подвижной состав, и Управление инфраструктурой транспорта. При данном разделении полностью был проигнорирован факт, что горэлектротранспорт представляет собой единый организм, который состоит из совокупности всех его составляющих элементов: подвижного состава, трамвайных и троллейбусных депо, ремонтных мастерских, контактной и кабельной сети, трамвайных путей, тяговых подстанций, диспетчерских пунктов.

Из-за разобщенности предприятия, был нарушен порядок функционирования электротранспорта, экстренного реагирования и взаимодействия между работниками.



Заключение Мирового соглашения позволило восстановить ранее разорванные производственные технические процессы, объединить две составляющие - электротранспорт и общую инфраструктуру горэлектротранспорта, повысить качество подготовки и выпуска подвижного состава на линию, содержания (обслуживания) трамвайных путей и контактной сети, оперативно реагировать и комплексно решать текущие вопросы и возникающие проблемы, повысить общую эффективность взаимодействия структурных подразделений и управления предприятием, что непременно отразиться на качестве обслуживания и процесса перевозки пассажиров экологически чистым транспортом и, как следствие, увеличение дохода от перевозки.

Следующим шагом МУЭТ обратился в Арбитражный суд РБ с заявлением об изменении очередности платежей в процедуре несостоятельности.

Для предприятия важным было отдать приоритет выплаты заработной платы работникам перед остальными платежами. Суд, как вы можете убедиться, удовлетворил это заявление, что позволило продолжить вести свою основную деятельность.

Даже несмотря на то, что предприятие перешло в стадию конкурсного производства, на прошедшем 16 декабря 2020г. комитете кредиторов МУЭТ г. Уфы было принято решение о сохранении производственной деятельности предприятия (все эти данные есть в открытом доступе на сайтах ЕФРСБ и Арбитражного суда РБ).

И, казалось бы, очевидна необходимость провести предприятие через процедуру несостоятельности до ее логического завершения, НО…

В настоящий момент МУЭТ сталкивается с полным непониманием важности сохранения производственной деятельности со стороны одного из кредиторов: ФНС РБ оспаривает решение комитета кредиторов о сохранении производственной деятельности предприятия.

Давайте хотя бы на секунду представим к чему может привести прекращение деятельности предприятия численностью рабочих 1924 человека.

Люди, которые в период пандемии рискуя собственным здоровьем и здоровьем своих близких ежедневно выходили на производство, не останавливая пассажироперевозки, останутся без работы и средств к существованию. А а это, с учетом семей около 5000 человек. Уйдут целые династии работников электротранспорта.

Из-за простоя и отсутствия обслуживания весь подвижной состав станет непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Предприятие, главной отличительной чертой которого является массовость, доступность для всех слоев населения, и, в первую очередь, оказывающее услуги по перевозке льготной категории граждан, прекратит свою деятельность.

Помимо этого нужно понимать, что МУЭТ г. Уфы представляет собой единый производственный комплекс, включающий в себя депо, контактные сети и рельсы. Сохранность имущественного комплекса в ситуации прекращения производственной деятельности невозможна, а необходимость дальнейшего содержания зданий и сооружений в пригодном состоянии сохранит расходы по коммунальным платежам, что при отсутствии выручки от основной деятельности предприятия приведет лишь к накапливанию долгов.

Остается надеется, что ФНС РБ понимает, что запрета на осуществление производственной деятельности в процедуре конкурсного производства Закон о банкротстве не содержит, и осознает недопустимость остановки производственной деятельности - поскольку все это отрицательно повлияет на перспективы удовлетворения требований кредиторов и приведет к тому, что люди останутся без работы, а город без электротранспорта.

4. Почему же власти вновь заговорили о развитии трамвайной сети в г.Уфа?

Город Уфа является мегаполисом, который обладает соответствующими социально значимыми признаками - в том числе электротранспортом.

Мировой и российский опыт, показывает, что в городах с населением от 1 миллиона человек трамвай является неотъемлемой частью всей транспортной системы города.

Современный трамвай (наверное тут нужно заострить внимание на слове СОВРЕМЕННЫЙ!) - экономичен, экологичен и бесшумен. Он не требует широкой полосы, так как передвигается строго в габаритах, ему не нужны поворотные площадки, так как они могут двигаться в в обе стороны.

Трамвай легко масштабируется и на загруженных маршрутах длина состава может увеличиваться до 50 метров.

В современных трамваях легко обеспечить минимальный зазор между вагоном и посадочной платформой, тем самым обеспечить комфортную посадку и высадку маломобильных групп населения. Напомню, что это не только инвалиды, как принято считать в обществе, но и люди с временными травмами, граждане с тяжелыми грузами в руках, дети до 7 лет, старики, беременные женщины, родители с детскими колясками.



На сегодняшний день есть понимание о необходимой системной перезагрузки всей транспортной инфраструктуры города. Напомню, что немаловажная роль тут отводиться электротранспорту. И эти аспекты обсуждаются не только на городском, но уже и на федеральном уровне.

Правительством РБ в прошлом году подписано соглашение о сотрудничестве с компанией «Синара - Городские транспортные решения» (совместное предприятие Группы Синара и «Региональные Концессионные Компании»).

В рамках данного соглашения достигнуты договоренности о долгосрочном развитии транспортной инфраструктуры города и, в том числе, трамвайной сети Уфы. Конечно, данный проект будет реализовываться не один день.

Это необходимые мероприятия для нашего мегаполиса. Они включают в себя:

  • освоение новых территорий,
  • модернизацию инфраструктуры транспорта,
  • обновление и модернизацию подвижного состава,
  • а также новую сеть городских маршрутов.

Данные мероприятия также включают в себя восстановление трамвайного сообщения между северной и южной частью города. Этот вопрос включен в план развития г. Уфы, который проходит согласование в Минтранс РБ.

5. Какие конкретные шаги необходимо сделать здесь и сейчас?

Для начала решить вопросы связанные с процедурой несостоятельности, сохранив при этом производственную деятельность.

Возможно не все понимают, что оспаривание производственной деятельности МУЭТ может привести к полной остановке работы электротранспорта. Это создаст дополнительные трудности в работе городского транспорта и окончательно усугубит все текущие проблемы пассажиров в вопросе транспортной доступности.

Если в суде удастся отстоять решение комитета кредиторов, последующим шагом должно стать обращение в Арбитражный суд с целью изменить очередность платежей уже в процедуре конкурсного производства.

Процедура торгов неизбежна и предприятию главное сохранить персонал и пассажиров в этот период.

Если смотреть шире, то для МУЭТа необходимо пересмотреть модель финансирования. Предприятие работает существенно ниже себестоимости. Рыночная стоимость поездки в троллейбусе и трамвае сегодня в среднем около 40 руб., при максимальном тарифе - 22. Школьники ездят за 10. Больше половины пассажиров - это пенсионеры, школьники и студенты.

Объем дотаций и субсидий ежегодно сокращается. Убытки растут. У предприятия денег на развитие нет.
Необходимо рассматривать иные варианты поддержки предприятий электротранспорта.

Давайте обратимся к опыту соседей.

Например, в соседнем регионе власти выкупили имущественный комплекс «ЧелябГЭТ» в рамках процедуры банкротства (январь 2020г.). Челябинское предприятие электротранспорта в течение нескольких лет (с 2017г.) находилось в процедуре конкурсного производства.

Уже сегодня предприятие принимает участие в федеральных программах - планирует обновление подвижного состава и инфраструктуры:

  • 50 трамваев и 50 троллейбусов для Челябинска, а также 17 трамвайных вагонов для Магнитогорска - в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
  • нацпроект "Экология", в который вошел Челябинск ,и которым предусмотрены ремонт и модернизация инфраструктуры электрического транспорта (2020-2024 годы).

И подобный пример не единичный.

Таким образом, в рамках планируемых мероприятий по модернизации транспортной инфраструктуры становиться очевидна роль Правительства РБ и Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ.

Также необходимо отметить, что возникающие на республиканском и местном уровне цели и задачи по инвестированию и модернизации электротранспорта г. Уфы могут повлечь за собой прекращение процедуры банкротства в отношении МУЭТ г. Уфы путем заключения мирового соглашения, которое возможно на любой стадии процедуры банкротства.

Если реализовать эти начинания, то это никак не конец - это начало новой истории уфимского электротранспорта.

Справка:

Муниципальное унитарное предприятие Управления электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (сокращенное - МУЭТ г. Уфы.)
В соответствии с Уставом МУЭТ г. Уфы является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Предприятие находится в ведомственном подчинении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование - городской округ город Уфа Республики Башкортостан.

Учредителем Предприятия является городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

МУЭТ, транспорт, конкурсное управление, банкротство, электротранспорт, трамвай, Уфа

Previous post Next post
Up