Кто они, сарматы, чьим именем был назван недавний фестиваль "Наследники сарматов" и золотая коллекция изделий из Филиповских курганов?
Это нищие кочевники, "цыгане раннего Средневековья", скитавшиеся по европейской части Великой степи на повозках, запряженных волами и находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя. Едва только начали жить семьями в то время. Несколько их археологических памятников было раскопано А.Х. Пшеничнюком в Приуральской степи. В них было найдены простейшие удила с кольцевыми псалиями, стремена, ножи -акинаки, такого же типа мечи. Ни крупинки золота, ни одного предмета, связанного с деревообработкой и выплавкой металлов и их обработкой. Разведение скота было их единственным занятием. Надо было иметь немало фантазии и решимости, чтобы приписать этим нищим степным бродягам коллекцию золотых тотемов и деревянной посуды, окантованной золотом, не уступающую по богатству золотому убранству погребений египетских фараонов.
Кто и зачем это сделал?
Как сарматы оказались в башкирской историографии? Во второй половине 20-го века известный этнограф Раиль Гумерович Кузеев выдвинул гипотезу кочевнического происхождения башкирского народа. Будто бы, древнебашкирские племена зародились в тюркской кочевнической среде в 9-м веке на берегах Аральского моря и башкиры оставались кочевниками вплоть до 18-го века. Этим он решал двуединую задачу советской национальной политики. Во-первых, башкиры, как "младший брат" не могли зародиться раньше "старшего брата", а во-вторых, именно русские люди будто бы помогли башкирам выбраться башкирам из темноты и отсталости кочевнического образа жизни. Для этого Кузеев должен был закрыть дотюрксий период истории башкир и их предков, который был угорским - с выплавкой металлов ещё в бронзовом веке, палеолитической живописью в пещере Шульган-таш и эпосом "Урал-батыр", начало сложения которого произошло в каменном веке. Будучи зам. председателя Президиума Башкирского филиала АН СССР и руководя исторической наукой, Кузеев Р.Г. блокировал издание эпоса "Урал-батыр", проникновение в Башкирию трудов Идриси о башкирских средневековых городах и западно-европейских карт с изображением этих городов. А дотюркский период истории башкир был "сарматизирован" под руководством Кузеева, закрыт сарматской ширмой. "Сарматское время" было разделено на три периода: ранний, средний, и поздний. Многие археологические памятники за 500 лет до начала нашей эры и 500-лет после волею Кузеева признавались сарматскими. Особенно угорские, гуннские. Гунны сформировались на Южном Урале, в Приуральских степях, угорские предки башкир, оставили ярчайший след в истории Европы, ставили на колени римских императоров, а мы о них мало что знаем.
Что знали о сарматах в Европе? Европейский автор раннего Средневековья Иордан считал сармат кочевым ирано-язычным народом, не имеющим ни своей территории, ни своего государства, совершающим набеги на окраины слабеющей Римской империи. Ничем особенным сарматы себя не проявили.
Работая над своей книгой "От Урал-батыра до Салавата Юлаева", я встретился в 2005 г. с главным сарматоведом А. Пшеничнюком. Он работал в то время зав . отделом археологии ИИЯЛ, был всемирно известным археологом, открывшим золотую коллекцию Филипповских курганов. Я задал ему ряд прямых вопросов:
Вот вы раскопали сарматские памятники, ничего металлургического в них не нашли, писали, что сарматы - народ на стадии разложения первобытно-общинного строя, и приписали им авторство изделий, выполненных на уровне средневекового металлургического комбината. Здесь и плавка золота, раскатка в лист, штамповка, даже пайка, изготовление проволоки! Они что, плавили золото на костре с тлеющим кизяком, потом в юрте на коленке раскатывали в лист, на руках штамповали?
Пшеничнюк вначале пытался сказать, что я, дескать, недооцениваю средневековых мастеров, дескать, среди них встречались большие мастера. На это я ему сказал: "Какие бы они мастера не были, чтобы расплавить золото нужны хороший древесный уголь, тигли, чтобы изготовить изделия из металла необходимы инструменты, а вы лучше меня знаете, что таких инструментов, хорошего угля и главное золота у степных сармат не было! Значит не их эти золотые изделия. И потом, ключевыми в этой коллекции являются олени-лоси. Откуда у степных бродяг олене-лосевая иконография? Это звери иной среды обитания - леса, тайги!" Археолог задумался, потом вынужден был признать, что золото и инструментальное хозяйство у создателей этих изделий должно было присутствовать. Вскоре состоялась юбилейная научная конференция, посвященная его 70-летию. Он выступил с докладом, в котором сармат при Филипповских курганах уже не было, а эпоха упоминалась как время ранних кочевников. Он заявил, что при этом у этих кочевников должны были быть какие-то мастерские. Но какие они тогда кочевники?
Кто же создатель этой деревянной посуды с золотой окантовкой и таких же оленей-лосей, спрятанных в Филипповских курганах.
Недавно рядом раскопали и большой котел для варки мяса. Стало ясно, что здесь было ритуальное место какого-то народа. Такое количество золота ни у кого случайно не бывает. Это был могущественный народ. Олени-лоси указывают на его угорское происхождение. Ответ мы находим в "Истории" Геродота. Он такой народ описал. Это Империя массагет, живших по водному пути от Каспийского моря по Яику, Тоболу, Оби до Северного Ледовитого океана. Геродот называл этот путь "рекой Аракс с двумя устьями". Где-то в низовьях Яика в 6-м веке до н.э. массагеты под руководством своей царицы Тамары сокрушили сильнейшую армию Персидской Державы под предводительством библейского персонажа, царя Кира Ахеменида, завоевавшего незадолго до этого весь Ближний Восток и Египет. По словам Геродота, золота у массагет было так много, что оно покрывало не только их самих в виде доспехов, но украшало и их конную сбрую, седла и уздечки. От сарматов не сохранилось, нет и не могло быть никаких следов в виде рода или племени, ни топонимов, ни одного названия селения, горы или речки. От массагет же на территории Башкортостана в 18 веке было 4 населенных пункта с названием Месягут, и сегодня сохранилось большое село Месягутово. У башкир имеется род Месогут в племени Тамьян. Они проживают около современного Месогутово, помнят и чтут легендарного Шагали Шакмана. Геродотовские массагеты - угорские предки башкир. Башкиры действительно наследники могущественных массагет, богатых золотом из Миасского месторождения, оставивших после себя золотых оленей-лосей и многочисленную деревянную посуду с золотой окантовкой в Флилиповских курганах. Их мастерские были на Урале. С их древних плавилен и кузниц начиналась металлургия и металлобоработка на Древнем Урале. Империя массагет ещё ждет своего исследователя. Сарматы здесь ни причем. Они тихо исчезли с исторической арены, как и появились.
Во всей этой "сарматизации" мне искренне жаль А.Х. Пшеничнюка. После Кузеева "сарматизация" развалилась. Упал колосс, стоявший на глиняных ногах, рухнула ось научного направления. Пшеничнюк так и не стал доктором наук, хоть и был автором открытий мирового уровня, ушел из жизни кандидатом исторических наук.
Автор
Радик Вахитов