Мой друг Игорь (
pomyslivden.blogspot.com), прочитав
недавний пост о новых экспонатах в коллекции Алёнок, Лжеалёнок и Псевдоалёнок, прислал ссылку на
интересную публикацию о судьбах детей, лица которых стали брендами товаров или хорошо нам знакомы по телевизионной рекламе.
Первой в перечне имён упоминается Елена Геринас, чей детский фотопортрет в 1962 году украсил обложку журнала "Здоровье", а в 1966 году - упаковку молочного шоколада "Алёнка".
В поисках более качественной репродукции фотопортрета полазил по Интернету и обнаружил на сайте
www.erast.ru коллекционера Э. Бутакова большую подборку текстовых и визуальных материалов, связанных с появлением бренда "Алёнка". Есть там, конечно же, и история судебной тяжбы между Еленой Геринас и фабрикой "Красный Октябрь".
Показался интересным такой факт: у шоколадной Аленки узел на платочке завязан по-особому, потому что мама Елены Геринас была левшой. Эта деталь, кстати, на суде приводилась в качестве одного из доказательств того, что снимок отца Елены Геринас был использован при создании шоколадной обёртки.
Но, оказывается, существует ещё одна версия того, чьё детское лицо пристально смотрит на нас с полок супермаркетов и кондитерских магазинов!
ДЕВОЧКА С ШОКОЛАДНЫМИ ГЛАЗАМИ
(Источник статьи, к сожалению, не указан)
Родителям Ани слава дочери не вскружила голову. Приехавший в Брянск столичный фотокорреспондент сделал снимок симпатичной малышки. А потом фото попало на обложку журнала. Уже в двенадцать месяцев Аня Стаценко весила двенадцать килограммов и, радуясь жизни, часто показывала дюжину остреньких зубов. Крепкий ребенок стал счастьем молодой семьи Стаценко. Медицинских проблем не было, а в поликлинику, как положено, ходили на регулярные осмотры.
День, когда залетный фотокорреспондент из столичного журнала носился по коридору и снимал детей, мама, Нина Васильевна, помнит, но точную дату определить не берется.
- Сидели мы с Аней в кабинете у врача. Откуда-то появился этот фотограф. Я тогда даже толком не поняла, из какого он журнала. А потом муж приносит "Здоровье" и говорит: "Смотри, наша Аня!". Я не утверждаю, что на обложке был снимок нашей дочери, но нам с мужем так показалось. Очень похожие края косыночки, мы ее, кстати, долго хранили. Позже я дочери рассказывала эту историю.
Причина осторожности и оговорок Нины Васильевны не только в провинциальной скромности, но и в том, что она восемнадцать лет служила в транспортной прокуратуре, то есть точность для нее - профессиональное понятие. Больше всего она опасается, что этот рассказ может быть воспринят как претензия к фабрике "Красной Октябрь".
Сама Анна Стаценко, теперь Межгородская, тоже забеспокоилась, когда услышала о том, что ее имя может появиться в газете:
- Зачем это? Тогда придется доказывать, что на снимке изображена именно я.
Впервые шоколадной историей она заинтересовалась лет десять назад, вернее, обратила внимание на рассказ матери. Нина Васильевна и раньше упоминала об этом событии, но девочку это как-то не затрагивало. А тут стали перебирать старые вещи и в залежах бумаг обнаружили старый журнал со знаменитым снимком. Он и сейчас хранится у Анны, но уже наклеенный на картон.
- Конечно, приятно было узнать от мамы о происхождении этой фотографии, - говорит Анна, - но она действительно никому не пыталась доказывать, что на снимке изображена ее дочь.
На снимке в журнале - кареглазая девочка с устремленным вверх взглядом. У Анны цвет глаз с возрастом не изменился, как это иногда случается. Поразительно и то, что другие детские снимки тоже запечатлели особенную манеру смотреть вверх. В общем, сходство с Аленкой удивительное, хотя нельзя отбрасывать того обстоятельства, что маленькие дети больше похожи друг на друга, чем взрослые. А если уж принарядить дитя в платочек...
Так или иначе, но некоторый шарм в семейную жизнь Стаценко история "Аленки" привнесла. И все потому, что они относятся к ней с юмором. Ахнули и рассмеялись, когда узнали, что другая выросшая девочка, доказывающая свое шоколадное первородство, намерена вырвать у "Красного Октября" чуть ли не миллион долларов. Анна полагает, что какие-то претензии фабрике может предъявить разве что художник, превративший малютку с карими очами в голубоглазое диво. Хотя, разумеется, деньги не помешали бы и самой Анне в ее бизнесе.
Много лет отдав медицине, она не бросила эту службу, как сделали многие коллеги, сраженные бедностью. Сейчас у нее частный кабинет коррекции зрения с помощью контактных линз. Периоды трудностей помогала преодолевать природная веселость. У Анны и дом веселый. На попечении двух дочерей большой белый пудель и сонливый разъевшийся кот. Старшая, Катя, недавно вышла замуж, у двенадцатилетней Оли увлечения контрастные - игра на фортепиано и каратэ. Шоколад? Нет, в семье нет культа "Аленки", но на шоколадку с портретом голубоглазой малышки смотрят с умилением.
КСТАТИ. Тамара ФЕДОРОВА, одна из старейших сотрудниц журнала "Здоровьe":
- В 1962 году я еще не работала в журнале - я тут с 1970 года, но знаю со слов коллег, что Александр Геринас был нашим внештатным фотокорреспондентом, приносил снимки, редакция отбирала то, что ей подходило, расплачивалась, и - до свидания. Никаких авторских претензий не возникало.
У журнала был в те годы огромный тираж, поэтому опубликованные снимки видела почти вся страна. Как-то раз фотограф снял в рекламе лака "Прелесть" одну нашу сотрудницу, так ей мужчины со всей страны письма писали и замуж звали. Вот и обложку с Аленкой приметили. Девочка на ней действительно очень похожа на ту, что глядит на нас с обертки шоколада и других сладостей.