Антиквар. 1991

May 01, 2019 10:41


Изображения предметов, стоящих или лежащих на горизонтальных поверхностях, в композициях моих рисунков начали появляться в 1990-е годы. Именно "Антиквар", созданный в период постепенного перехода от штриховой манеры рисования к пуантилизму, стал первой такой графической работой.

Типичной реакцией на "Антиквара" со стороны неискушённых зрителей в те годы было восклицание "Клетчатый!", заимствованное из советского трёхсерийного фильма "Приключения принца Флоризеля". Хотя фильм на телеэкраны вышел ещё в 1981 году, эпизоды с портретом Председателя клуба самоубийц по прозвищу "Клетчатый" запомнились многим.

Не думаю, что моя работа очень сильно напоминает портрет Председателя, нарисованный художником-абстракционистом по просьбе киногероя Олега Даля. Просто в те годы знакомство большинства россиян с модернистскими направлениями в изобразительном искусстве ограничивалось только этим портретом, который в сущности был пародией на картины Жоржа Брака и Пабло Пикассо в период расцвета кубизма.

Фарфоровый кувшин, изображенный в "Антикваре", долгие годы служил моим родителям в качестве емкости для питьевой воды, но до сегодняшних дней не дожил. То, что мне захотелось изобразить на этом рисунке именно предмет кухонной утвари, легко объяснимо. Творческий процесс, несомненно, подпитывался воспоминаниями о школьных уроках рисования. Хотя первое большое интервью, данное газете "Молодёжный курьер" вышло под заголовком "Нас учили рисовать табуретку", самыми популярными предметами в незамысловатых натюрмортах в школе были, конечно же, кувшины и чайники.



Что касается горизонтальных поверхностей как таковых, на моих рисунках они возникали довольно часто. Но далеко не всегда на этих плоскостях появлялись какие-либо предметы. Часто условные "полки", "ниши" и "выемки" оставались совершенно пустыми. В качестве примера можно вспомнить первый графический лист из серии "Шутовские уловки" 1989 года.



Нередко на горизонтальных поверхностях появлялись только шары, которые могли быть как абстрактными ("Грехопадение"), так и вполне реальные ("Бильярд"). Если же говорить о работах, включающих более сложные объекты, кроме "Антиквара" и "Приглашения к чаю" в первую очередь вспоминаются рисунки "Денди" и "Моцарт", где такими предметами являются, соотвественно, шляпа-котелок и бокалы в вином.





Эклектичный, композиционно сложный, напоминающий какой-то безумный коллаж "Антиквар" в то время был предметом моей большой гордости. Не удивительно, что он нещадно "эксплуатировался" на всевозможных выставках и в печати. В том же 1991 году "Антикваром" была украшена первая страница "Литературных страниц МК" со стихами Александра Коковихина.



Через два года именно "Антиквар" стал одной из двух оригинальных работ, включенных в буклет, выпущенный накануне открытия выставки в Академическом русском драматическом театре. Тогда же рисунок был опубликован первом альбоме графики "По следу завтрашнего дня".






В январе 1995 года "Антиквар" вновь появился в газете "Молодёжный курьер", став украшением "Литературной страницы", которая к тому времени, к сожалению, уже перестала быть 16-страничным приложением-вкладышем. Ещё через два года писатель-фантаст Владимир Марышев использовал эту работу в качестве иллюстрации к своему рассказу "Удар из прошлого", напечатанному в городском еженедельнике "Йошкар-Ола"




рефлексии, фигуративный реализм, творчество

Previous post Next post
Up