История жизни этой графической работы с момента её создания до настоящего времени, пожалуй, не так интересна, как её предыстория. Последняя, если рассматривать её с точки зрения установления "генетических связей" данного образа с более ранними сюжетами, воплощёнными на бумаге с помощью карандашей и рапидографа, намного богаче.
Что касается предыстории, началась она в декабре 1995 года, когда для новогодней открытки был нарисован первый "Метафизический Дед Мороз" - странное существо с круглым туловищем, руками-щупальцами, колокольчиком на шапке и мешком через плечо.
Авторские открытки в те далёкие годы печатались очень простым и дешёвым способом - на черно-белом принтере или ксероксе. Однако бумага использовалась цветная (в личном архиве сохранились экземпляры на серой и жёлтой бумаге). Общий тираж открытки не превышал 20-30 экземпляров, поскольку активной переписки в ту пору у меня ещё не было.
Было бы неправильным умолчать о том, что "Метафизический Дед Мороз" создавался по мотивам графической работы "Пожирающий эскимо" из серии "Фигуративный мир Ивана Земцова", которая была нарисована почти одновременно с триптихом "Мальчики, пожирающие эскимо". Любопытно, что эскизы цветного триптиха, если верить моим дневниковым записям, появились раньше "Пожирающего эскимо" - в конце октября, незадолго до открытия в галерее Народного фотоклуба "Феникс" коллективной выставки "Графика - 95".
Как и в цветном триптихе, в "Пожирающем эскимо" можно заметить некоторые из тех элементов, которые были использованы при создании "Метафизического Деда Мороза", - подвергнутые фигуративной трансформации руки-щупальца, прикреплённые к шарообразному туловищу, и прямоугольные зубы, торчащие из-под висящей в воздухе верхней губы. "Метафизический Дед Мороз", в сущности, является ещё одной визуальной "импровизацией на тему", заявленной в "Мальчиках, пожирающих эскимо".
Желание снова вернуться к этой теме возникло в конце 2006 года - спустя 11 лет после создания первого "Метафизического Деда Мороза". К этому времени я почти перестал заниматься графикой, моим основным увлечением стал мэйл-арт. Не удивительно, что создавая цветную и немного увеличенную версию черно-белого рисунка, я преследовал отнюдь не творческую, а сугубо прикладную цель: рисунок был сделан исключительно для тиражирования в виде почтовых карточек, которые активно рассылались по всему миру и оседали в коллекциях мэйлартистов.
В декабре 2006 года, судя по записям в "Журнале входящей и исходящей корреспонденции", было отправлено более 40 почтовых карточек. Через год - ещё 30. А в 2008-м, когда на смену первому "Метафизическому Деду Морозу" пришёл второй, рисунок первого был использован для выпуска арт-марок "С Новым годом! Happy New Year!", которыми украшались мэйлартистические послания.
Остатки тиража этой арт-марки нашли необычное, но весьма достойное применение. Они были отправлены в адрес канадского мэйлартиста R.F. Cote и в феврале 2009 года появились страницах журнала
"Circulaire 132", выпускаемого ежемесячно в количестве 20 экземпляров и рассылаемого авторам публикуемых в нём произведений мэйл-арта.
Оригиналы черно-белого и цветного "Метафизических Дедов Морозов" сохранились в моём личном архиве. В отличие от "Мальчиков, пожирающих эскимо", эти работы ни разу не экспонировались на выставках. Их судьбе, впрочем, могли бы позавидовать оригиналы других рисунков, сделанных в прикладных и иллюстративных целях. После опубликования на страницах печатных изданий многие из них уже не вернулись к автору, сгинув в редакционных и издательских архивах.