Если рыба пахнет кошкой, то чем пахнет мандарин?

Nov 21, 2015 15:43


Открыл наугад книгу Бориса Полякова и прочитал стихотворение "Мандарины". Очень благодарен автору за новый сборник под названием "Неизбранное", присланный в двух экземплярах из далёкого Хабаровска.

С понравившимися стихами ещё предстоит определиться. "Мандарины" же заставили поразмышлять о метафорическом потенциале не только мандаринов, но и других представителей рода цитрусовых.

Если сравнивать лимоны, апельсины и мандарины с точки зрения потребителя данных фруктов, то их расположение по степени значимости и частоте появления на наших столах будет, наверное, именно таким. Лимоны мы потребляем почти ежедневно, апельсины - по праздникам, мандарины - в преддверии и некоторое время после новогодних праздников.

Но если сопоставить их "поэтическую нагрузку", то скромные мандарины выйдут на первое место. Может, именно потому, что они не частые гости в наших домах, образ мандарина, не отмеченный печатью обыденности, становится более многозначным и перспективным для поэта.

Попытался вспомнить, присутствуют ли цитрусовые в стихах моего любимого Кальпиди. Вспомнился лишь мандарин в стихотворении "Осень памяти отца" из постскриптума "Сад мертвецов" к циклу "Мерцание": "...Вот он присел, точно мой неродившийся сын, / в платье девчачьем, в резиновых ботах, касаясь / пола ладошкой. Бросая ему мандарин, / что ж я не плачу, как бешеный, а просыпаюсь?.."

Как у Кальпиди, так и у Полякова мандарин - это память о детстве. Для второго автора мандарин - это зима, а также больница, куда приносят фрукты друзья и родственники. Вторую ассоциацию, впрочем, может вызвать не только мандарин, но и апельсин.

Лимон, что интересно, тоже ассоциируется с болезнью. Но не с больницей, поскольку ОРВИ и прочие инфекционные заболевания, как правило, не требуют стационарного лечения. Все эти "простуды" можно победить с помощью народных средств, в арсенал которых входит чай с лимоном ("Вот лимон! Кислый он...").

Апельсин же - это маленький праздник, которым можно поделиться с друзьями ("Мы делили апельсин. Много нас, а он один..."). Апельсин круглый и яркий, как солнышко. Его резкий запах будоражит и поднимает настроение. Но образ апельсина слишком простой, чтобы превращаться в оригинальные метафоры.

То ли дело мандарин с его неопределённой формой и непредсказуемостью по цвету и вкусу. Лёгкость, с которой мы чистим мандарин, делает это фрукт общедоступным и демократичным. Чтобы съесть мандарин, не требуется нож (Полякову для этого нужен "скальпель пальца"). А его небольшой размер позволяет не испытывать угрызений совести при поедании мандарина в одиночку. Будь я поэтом, писал бы только о мандаринах!

Мандарины пахнут зимой и ёлкой,
А ещё - больницей в день передачи.
(Мама, почему ж ты так долго?
Только не плачь! Ведь я не плачу.)

В кожуру оранжевую погружаю
Скальпель пальца, сок мандарина брызжет.
Мною фрукт, как доктором, обнажаем:
Глянем, сможет ли мальчик выжить.

И разносится запах щемящей боли…
Из тетрадных листов на окне снежинки.
Мне четыре года, и я доволен:
Мандарины "выбросили" на рынке.

поэзия, поляков, кальпиди, книги

Previous post Next post
Up