31-я глава трактата Маршалла Маклюэна "Понимание медиа" ("Understanding Media"), посвящённая телевидению, вызвала противоречивые чувства. Нельзя сказать, что она разочаровала, поскольку у Маклюэна на каждой странице любой книги можно найти что-то интересное и новое. Но всё-таки ожидал от этой главы чего-то большего. Или того, с чем был готов согласиться.
Не совсем понятно, во-первых, почему эта глава называется "Застенчивый гигант". Чтобы заподозрить телевидение в застенчивости, надо либо недостаточно его знать (мой случай), либо очень сильно любить и уважать.
В принципе, понятно, о какой застенчивости идёт речь. В 1960-е годы, когда Маклюэн писал эту книгу, телевидение было менее свободным от цензуры (или в той же степени зависимым от неё, как и некоторые другие СМИ), поэтому скромно умалчивало о том, о чем позволяли себе писать газеты и журналы. Сейчас в этом отношении телевидение и печатная пресса поменялись ролями.
Утратило актуальность и заявление Маклюэна о том, что телевидение является "холодным" средством коммуникации в том смысле, что зрителю даётся очень мало информации, и очень многое ему приходится додумывать самому, "достраивать недостающее" и проявлять высокую степень участия. Но не потому, что оно стало "горячим". А потому, что все остальные "горячие" средства коммуникации за последние несколько десятилетий сильно "остыли".
Даже такое "горячее" средство, как книга ("письмо, разогретое до состояния воспроизводимой интенсивности"), в своей аудио-инкарнации может легко превращаться в "прохладный" звуковой фон утренней пробежки, не требующий "достраивания недостающего". Интересно, что о "холодной" версии книги пишет и сам Маклюэн. По его мнению, таковой является книга в мягкой обложке, которая "одинаково легко может быть посвящена как глубоким вопросам, так и пустому вздору".
Третья мысль Маклюэна, к которой сегодня может поспорить любой телезритель, звучит следующим образом: "Телевидение не может работать в качестве фона". Ещё как может! С тех пор, как люди утратили первоначальный пиетет к телевизорам, ставшим гораздо менее габаритными, и прописали их на своих кухнях, а место телевизора заняли компьютерные мониторы, телевидение, потеснив радио, превратилось в гибридную форму коммуникации, при которой информация воспринимается вполглаза/вполуха.
Несколько интересных мыслей Маклюэна, причём не только по поводу телевидения, захотелось сохранить в этом блоге.
"С появлением телевидения сам зритель становится экраном. Он подвергается бомбардировке световыми импульсами, ... и эта атака нашпиговывает "оболочку его души душещипательно-подсознательными осторожными намёками".
"Телевизионный образ не стоп-кадр. И это ни в каком смысле не фотография; это непрестанно формирующийся контур вещей, рисуемый сканирующим лучом. Складывающийся в результате пластичный контур образуется просвечиванием, а не освещением, и сформированный таким способом образ имеет качества скульптуры и иконы, но никак не картины".
"Телевидение - это такое средство коммуникации, которое отвергает резко очерченную личность и отдаёт предпочтение представлению процессов, а не продуктов".
"Электрическая эпоха, глубоко вовлекая всех людей друг в друга, отвергнет ... механические решения [проблемы человеческих различий]. Обеспечить уникальность и разнородность труднее, чем навязать единообразные образцы массового образования; но именно такой уникальности и разнородности способствуют, как никогда раньше, условия электрической эпохи".