В блоге Игоря
"По мысли вслух" с большим удовольствием прочитал его
статью о последних музыкальных проектах Брайана Ферри - "The Jazz Age" (2012) и "Avonmore" (2014). С последним альбомом ознакомился ещё в прошлом году, когда он был проанонсирован на сайте synthema.ru и снискал много положительных отзывов. А вот о существовании первого даже не подозревал. Будет чрезвычайно любопытно послушать песни Ферри в исполнении джазовых музыкантов, играющих в стиле "ревущих 1920-х".
Понравилась мысль Игоря о том, что тема одиночества и невостребованной любви, ключевая в творчестве Брайана Ферри, преподносится им без "моралина", с тонким и почти незаметным английским юмором. Игорю нравится (и мне, кстати, тоже), что Ферри не "гонит мрачняк", а просто с серьезным видом иронизирует над своей меланхолией.
"...Ирония Ферри почти не чувствуется, - пишет Игорь, - но она имеется, и поэтому ощущение от его песен остается не депрессивно-мрачное, а как от претенциозного балаганного представления, которое вроде бы обсуждает серьезные вещи, но впечатление оставляет не совсем серьезное. Все помнят как в ярмарочном кукольном театре Пьеро, заламывая руки, страдал от любви к Мальвине, "девочке с голубыми волосами". Страдал-то он серьезно, но выглядело это как пародия.
Пьеро был сценическим образом Александра Вертинского, знаменитого российского исполнителя начала 20-го века. Его называли "комичным страдальцем, наивным и восторженным, вечно грезящим о чём-то, печальном шуте, в котором сквозь ироничную манеру видна патетика искреннего страдания и благородства".
Эта характеристика очень подходит и к Брайану Ферри, которую нужно только подправить на электронную яркость музыки и эротичную откровенность начала 21-го века. Со всеми этими ингредиентами британского певца можно назвать современным вариантом Вертинского. Хотя я думаю, что жил бы Андрей Николаевич в наши дни и освоил бы он синтезатор и электрогитару, Брайан Ферри был бы у него только на подпевках!
Мысленно поаплодировал Игорю за сравнение Ферри с Вертинским, дочитал статью до конца и отметил, что всё-таки самому автору не помешало бы добавить немного иронии в его личное отношение к творчеству этих двух музыкантов. Поучиться у них способности к самоиронии. Очень уж патетичной получилась у Игоря финальная часть статьи, где он, рассуждая о джазе начала 20 века, противопоставляет Ферри и героя романа Фитцджеральда "Великий Гэтсби". А потом ещё и добавляет в статью "моралина", предостерегая от злоупотребления американской мечтой, что, по его мнению, "одинаково справедливо как для Америки, так и для России"...
Зная Игоря уже много лет, готов простить ему этот "моралин". А вот Брайану Ферри подведение его творчества под основание некоего морального принципа наверняка бы не понравилось. Как писал в "Портрете Дориана Грея" другой английский денди, "люди интересуют меня больше, чем их принципы, а интереснее всего - люди без принципов".