Далёкий канадский друг Игорь на выставку
"От Ани до Яны" откликнулся статьёй в своём блоге
"По мысли вслух". Приятно, что событие не оставило его равнодушным. Не ожидал, что скромная экспозиция в Национальной библиотеке привлечёт столь пристальное внимания с его стороны и заставит "взяться за перо".
Можно было бы просто поблагодарить Игоря за то, что он щедро поделился своими мыслями по поводу выставки. Тем более, что статья получилась довольно большая, интересная и познавательная. Но есть в этой статье и нечто провокационное. Приглашающее к дискуссии, от которой трудно отказаться. Поскольку согласиться с некоторыми утверждениями и выводами Игоря невозможно.
Статья опубликована под заголовком
"Сладкий абсурд российского художника Ивана Земцова". Абсурдным автор считает, по-видимому, саму по себе идею собрать и выставить на всеобщее обозрение обёртки от шоколадок. "Может ли абсурд быть сладким?" - спрашивает он себя и читателей блога. И с убеждённостью отвечает: "Абсурд может быть не только сладким, но и уютным!"
Понятно, что для большинства людей коллекционирование предметов, не имеющих практической ценности, - это странность. Своего рода "болезнь", которая поражает отдельных "чудаков" и заставляет их с большим или меньшим фанатизмом собирать свои коллекции. Однако в глазах окружающих это не представляется абсурдом. Странностью, может быть, но не более того.
Коллекционированием увлекался почти каждый. Коллекционеров вокруг много, о них говорят и пишут. Но в общественном сознании они не выглядят какими-то безумцами и маргиналами. В чем же тогда проявляется "абсурд", о котором пишет Игорь? Если автор не вкладывает в идею абсурдности какого-то особого смысла, то можно предположить, что здесь он просто преувеличивает. И делает это намеренно - из соображений стилистики, ради красного словца.
Не могу согласиться и с тем, что выставка "От Ани до Яны" (в соответствии с трактовкой Игоря), является художественной. Конечно, если создание и демонстрацию ЛЮБОЙ экспозиции считать прямым или косвенным следствием творческого акта, то данную выставку можно назвать художественной. И тогда самым близким направлением в искусстве, к которому можно её отнести, действительно окажется постмодернизм.
"...Выставка "От Ани до Яны", - пишет Игорь, - наглядно доказала еще раз, что постмодернизм, воспетый Уорхолом и объясненный Хабермасом, не является художественным тупиком или причудой искушенного искусствоведа. Постмодернизм - это значительное течение в искусстве, которое имеет свое место в наше время и находит широкий отклик в сердцах современных зрителей. Можно утверждать, что постмодернизм Уорхола и Земцова - это демократичнейшее из современных направлений, поскольку оно находит отклик во всех без исключения зрителях, включая даже тех, кто абсолютно ничего не понимают в искусстве. Есть довольно много людей, которые не смогут отличить натюрморты Петрова-Водкина от натюрмортов Коровина или Кустодиева, но людей, которые не знают, что такое суп или шоколад, гораздо меньше..."
Обнаружить своё имя рядом с именем великого Энди Уорхола, конечно, очень лестно. Но Игорь не замечает или не принимает во внимание, что выставка в библиотеке не имела своей целью показать художественные (или дизайнерские в формате шоколадной обёртки) работы анонимных авторов. Не случайно во всех записях, посвящённых этой выставке, мною постоянно - даже в заголовках! - использовались слова, производные от термина "сакулумистика" (
"В сакулуМИСТИЧЕСКОМ настроении",
"В кадре - сакулумистика"). Этим подчёркивался особый статус этой экспозиции, демонстрирующей лишь объекты коллекционирования.
Вот почему неверно сравнивать шоколадные обёртки в рамах с нарисованными Энди Уорхолом бутылками "Кока-Колы" или консервными банками "Кемпбелл". На выставке "От Ани до Яны" публике презентовались артефакты как таковые - без придания им статуса произведений искусства. Искать художественность в шоколадных обёртках и концептуальность в их отборе зрителю предлагалось, но очень ненавязчиво. Автор выставки (коллекционер-сакулумист, но не художник!) скромно оставался "за кадром".
В случае с Энди Уорхолом и другими поп-артистами, наоборот, имело место возведение в степень "высокого искусства" или тиражирование общеизвестных, пошлых и нарочито антихудожественных образов. Приглашая зрителей вместе поглумиться над продукцией массового производства, художники, при этом, отнюдь не стремились к анонимности. Марсель Дюшан, например, мог с гордостью подписать своим именем велосипедное колесо или писсуар. Авторство для них было первичным и даже абсолютным. Вот почему сегодня при упоминании томатного супа "Кемпбелл" мы сразу же вспоминаем Энди Уорхола.
Если уж говорить о постмодернизме и его проявлениях относительно бренда "Алёнка", то уместнее было бы вспомнить большую выставку мэйл-арта, организованную в 2006 году по итогам одноимённого проекта. В большой экспозиции среди работ в самых разных стилях и жанрах было представлено немало поп-артовских пародий на популярный образ девочки в платочке.
Главным "Энди Уорхолом" той памятной выставки стал итальянский художник Фабио Сасси с его гениальными "двойными пародиями". Впоследствии, создавая в ответ на его художественные послания собственные мэйл-артефакты, я попытался сделать что-то адекватное. Так появился
конверт-псевдокомикс, а чуть позже - конверт, пародирующий известный автопортрет Урхола, тонущего в банке супа "Кемпбелл".