Космоопера: новые взгляды сквозь старые щели

Dec 04, 2012 21:42

21:07 04.12.2012

Космоопера: новые взгляды сквозь старые щели

Когда человечество перестало выживать, а стало жить, оно захотело к звёздам. Это естественно, это просто поисковое поведение. Предвкушение полётов и контактов дало такую разновидность текстов, как космическая опера. Эти длинные романы о далёких планетах будоражат сердца подростков различного возраста с середины прошлого века; и с того же времени перед автором стоит вопрос, какими изображать инопланетные расы. Вариантов немного: уходить далеко от земных реалий - читателю скучно (гипотеза о возможности плазмоидной жизни была высказана ещё Циолковским - и много ли написано произведений о плазмоидах?), брать земную жизнь как она есть - некосмично. Так что, если раса одна, то её выстраивают, произвольно преобразуя человека, а если рас несколько, то берётся либо разнообразие земного животного мира (отсюда типологическое деление на гуманоидов, инсектоидов, рептоидов…), либо разнообразие этническое.

И тут-то возникает проблема. С чего бы разные инопланетные расы должны быть похожи на разные земные виды/народы? Просто так? - не выдерживает критики (таких произведений, подозреваю, большинство). Потому что они родом с Земли? Так ведь на новом месте (планете) такие беженцы оказываются на грани выживания, а это значит, что новый ландшафт даст новый характер (на основе, конечно, прежнего, но…). Единственный логичный вариант: раса формируется именно в тех местах обитания, которые позволяют ей выжить за счёт исходного менталитета, - подразумевает, что особенности менталитета закрепляются на генном уровне.

Поэтому кельты, латиноамериканцы, славяне космоопер Анны Волошиной (она же Даниэль Дакар) обеспечивают, конечно, лёгкость восприятия характеров и сюжета, но выглядят крайне наивно; а вот мир Ойкумены Г. Л. Олди с его вехденами (которые физиологически должны следовать строгим ограничениям), брамайнами (которые физиологически должны страдать), вудунами (которые физиологически должны общаться с духами) и гематрами (которые физиологически чисты от эмоций и потому могут вести точнейшие и тончайшие расчёты) - пока единственная известная мне правильная реализация космооперы. Всё остальное - «новые взгляды сквозь старые щели».



Оригинальная публикация в блоге Слова и символы

rss2lj

Слова и символы, общество, филология

Previous post Next post
Up