Сегодняшняя встреча главы Администрации Президента с представителями общественных экспертных организаций антикоррупционной направленности - событие хоть и не эпохальное, но все же полезное. Поскольку мне не пришлось присутствовать на вышеназванном "саммите", позволю себе высказать мнение на основании информации, полученной от журналистов.
Предложение С.Б.Иванова о создании "карты российской коррупции" не ново. Почти 10 лет назад фонд "Индем" и российское отделение TI уже составляли рейтинг коррупцинности регионов. Тогда я по-дружески подшучивал над коллегами, вспоминая истории из детства. В те времена родители, чтобы мы не шалили или не ползали куда не надо, сажали нас за стол и давали книжку-раскраску. Хотя возможно, это не совсем корректное сравнение.
А если серьезно, меня всегда волновал вопрос: что взять за систему координат? Если финансовый (денежный) объем коррупционнго рынка - то на лидирующие позиции выйдут регионы с наибольшим финансированием; если общественное мнение - то показатели будут примерно одинаковы; количество уголовных дел - вообще совершенно необъективно.
Хорошо, допустим, что это мои необоснованные придирки, предлагаемая дорогостоящая работа получится замечательной... Но что даст подобная иллюстрация? Все, от простого гражданина до руководителя страны, понимают, что уровень коррупции зашкаливает, и эта болезнь представляет реальную угрозу для дальнейшего развития нашей страны.
В течении 3-х лет мы пытаемся доказать: чтобы лечить эту заразу, нужно, на государственном уровне, заняться анализом и систематизацией коррупционных практик. Бывшему руководству Администрации даже предлагалась модель практической реализации. Коррупционные действия имеют в разных секторах этого системного явления свою специфику, по аналогии с бизнесом. Сразу оговорюсь, с высочайшей степенью коррумпированости российского бизнеса - согласен на все 100%.
В начале 90-х формирующийся олигархический бизнес "совращал" чиновников направо и налево. Затем бюрократия вошла во вкус. В результате: мы имем в стране 1800 (!) избыточных государственных функций, 800- дублирующих. Негативные правила игры формируются уже не по инициативе бизнеса. Для ряда должностных лиц государственная служба воспринимается как средство личного обогащения, как самый удобный и высокодоходный бизнес. Правила игры соответствующие.
Предложение передавать в СМИ информацию о коррупционной деятельности тех или иных чиновников - совершенно правильное. Но в каком состоянии находятся наши СМИ? В 1996 году был подготовлен Указ N810, определяющий порядок реакции госорганов на критические публикации. В 2002 году этот указ был отменен. Сегодня на большинство разоблачений такого рода зачастую вообще отсутствует какая-либо реакция. Эту проблему неоднократно обсуждали на разных уровнях.
Хотя отмечу, что необходимо осознавать и другую опасность - использования антикоррупционной риторики для очернения или сведения счетов... Полностью согласен с С. Б. Ивановым в том, что не стоит особенно доверять рейтингам и другим социальным исследованиям.
В заключении важно отметить, что сам факт проведения подобных мероприятий очень важен. Однако с той оговоркой, что только
РЕАЛЬНОЕ объединение власти и общества (особенно профессиональной его части) сможет решить проблему коррупции... Не желание выполнить международные антикоррупционные обязательства, а именно ответственность перед страной и ее будущими поколениями, совмещенные с пониманием угрозы, должны быть причинами встреч, подобных сегодняшней.
Posted via
LiveJournal app for iPad.