Посмотрел новых Коэнов. Сам не знаю почему, долго откладывал фильм на потом и всячески избегал просмотра - как выясняется, не зря. Если бы пошел в кино, то со стороны выглядел бы, наверное, как тот очкастый персонаж-зануда, которого Макдорманд выбрала для свидания - все радостно гогочут, а он даже не улыбается. Но не суть, давайте лучше о Burn after reading.
Плохого, увы, достаточно, и виноваты в этом лично Коэны, которых сегодня называют новыми «кассовыми потенциалами». Впрочем, в этом высказывании что-то есть: если раньше Коэны снимали не то чтоб великие, но через раз выдающиеся фильмы и видели перед собой зияющие пустоты зрительских кресел, то теперь публика идет на них шумной толпой, ну а сами братья - если вкратце, как никогда близки к творческому провалу. Им в последнее время все меньше удается выдерживать так полюбившийся многим сюжетный конферанс между комедией положений и серьезным фильмом про то, что мир по большей части состоит из идиотов. И «Сжечь после прочтения», к сожалению, не дает сигнала выхода из кризиса.
Худшие из коэновских произведений - «Непереносимая жестокость», «Игры джентльменов» - и то на порядок умнее вот этой брезгливой комедии про придурков из фитнес-центра и одного свихнувшегося церэушника с топориком. Есть правда отдельные постмодерновые эпизоды (портрет Путина в посольстве, финальный эпилог), но в целом смотришь «Сжечь» с таким ощущением, будто перед тобой пародия второго десятка или, в лучшем случае, новый фильм с Лесли Нельсеном. Не снимают так сейчас, не шутят. Причем Коэны испортились не столько в плане формы и содержания, сколько в способностях к юмору, в чувстве смешного. Они считают так: если подвижный придурок с лицом Бреда Питта будет полтора часа ходить в костюме и с велосипедным шлемом - это уже смешно; если он в таком виде еще и залезет в шкаф - это в два раза смешнее; а если уж получится так, что от случайного выстрела его разлетевшиеся веером мозги останутся поверх антресольных полок - это шутка года, над которой зрительный зал непременно должен хохотать в течение получаса. Хохотать над такими гэгами - дело каждого. Но правы те зрители, которые говорят, что смеяться тут решительно нечему. Ведь по-хорошему в жизни можно смеяться над идиотскими поступками обычных людей, но смеяться над абсолютными идиотами - это как избивать безногого инвалида его же тростью, специальная отвага нужна. Не знаю как вам, а мне размахивать осборн-коксовским топориком, проходя всю эту хостеловскую пытку в роли этакого палача, не особо-то хочется - мне нравится и юмор потоньше, и Коэны совсем другого характера.