Ирония судьбы. Продолжение
2007, 125 мин.
РЕЖИССЕР: Тимур Бекмамбетов
В РОЛЯХ: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Лиза Боярская, Барбара Брыльска
Предвосхищающий новогодние распродажи сиквел советского хита Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" - это зрелище, как говаривал друг Винни-Пуха ослик Йа-йа, душераздирающее. После событий рязановского фильма минуло тридцать с гагом лет: в любовных взаимоотношениях питерской училки Нади и застенчивого Женьки Лукашина произошла глубокая дерационализация - откат к несвойственной кинематографу повседневности. Не подчиняясь больше бездумному колоколу сердца, Надя вступила в неромантичный, но надежный альянс с Ипполитом; Лукашин тоже женился. Тогда на свет появилась еще одна красавица по имени Надя и простой парень Костя, который имел глупость сходить в баню с папиными друзьями - старый маховик судьбы на 3-ей улице Строителей снова пришел в движение.
Выход продолжения "Иронии судьбы" ждали с тем редким нетерпением, с каким ждешь появление в дверном проеме каких-нибудь совершенно некомпетентных в вопросах водоотвода соседей - стоя в одних вымоченных трусах и держа кулаки наготове, чтоб при открывании двери сразу бить в морду. Не лишним будет напомнить, что придуманная в 76 Рязановым и Эмилем Брагинским "смешная невеселая киноистория" про неожиданное рандеву, возникшее из-за особенностей типового советского жилищного строительства - это такой же идол, символизирующий наступление нового года, как и "Голубой огонек", салат оливье и шампанское полусладкое "Советское игристое". И как тут, скажите на милость, не скривить губки "тазиком", когда в твою тарелку с оливье чуть ли не по локоть засунули жадную продюсерскую руку?
Сиквел обрел, пожалуй, самых бездушных и расчетливых создателей из всех возможных: генерального продюсера "Первой видеокомпании" Константина Эрнста и бровастого голливудского строптивца Тимура Бекмамбетова. Первый, мало того, что обладает интеллектом бухгалтера и продюсерской хваткой стального капкана, так еще и подошел к сакраментальному вопросу "зачем?" с альтруистическим по своему глубочайшему смыслу тезисом - он, видите ли, просто захотел вернуть россиян в кинозалы, потому как в кино регулярно ходит только 6 миллион, когда могло бы быть, скажем, 30. И релиз в самый кассовый сочельник, сдвинутые сроки выхода dvd, агрессивная реклама о быстро разлетающихся в кассах билетах, а также установленный запрет показа фильма по телевидению - это, надо полагать, регулирующие инструменты культурного просвещения, а не мощнейшие средства обогащения, как мы все тут могли подумать минуточку назад? Что, правда? Ну не кощунственный ли вы человек, Константин Львович?
В свою очередь "дозорный" режиссер Бекмамбетов, который сейчас снимает за океаном свой первый высокобюджетный голливудский фильм с Анджелиной Джоли, отнесся к продолжению "Иронии Судьбы" с таким же равнодушием, с каким охотничий коллекционер редких скальпов вешает на стену пятнистую шкуру амурского тигра. Вся эта немыслимая история с добрым десятком персонажей, дюжиной сюжетных линий и вся эта чёртовая ирония ему - простите за прямоту - до едрёной фени. Он слишком занят компьютеризированными салютами, дрифтингом автомобиля и панорамами при перелете из Москвы в Питер, чтобы влезать в какие-то детали, нюансы и пытаться повторить ту самую сочащуюся лиричной добротой атмосферу оригинальной картины.
В новой "Иронии Судьбы" современный Лукашин (Хабенский) и оттюнингованный человек-гаджет Ираклий (Безруков) формально борются за сердце Надюши (Боярская), но de facto пребывают по этому поводу в состоянии бетонного равнодушия. Очевидно, свою роль играет общая удаленность героини Лизы Боярской от реальности - актриса, конечно, безумна красива и привлекательна, но в фильме у нее роль вареной сельди. Барбара Брыльска, что удивительно, играет натуральную Барбару Брыльскую, которую почему-то все по сюжету называют Надей. А характеры героев Яковлева, Мягкова и вовсе превратились в безликий клочок белой бумаги. Кошмарный сценарий, где несостыковка на несостыковке, подвергает в ужас - его не спасают даже профильные и междусобойные шутки, которые тут вполне остроумно и незамыленно обыграны. Глаз мозолит спонсорское пиво, спонсорская косметика, спонсорская пчелиная сотовая компания и много чего еще - но, бог с ним, с этим пресловутым product placement. Он, конечно же, уже всех немного достал.
Впрочем, все эти лежащие на поверхности недостатки можно было бы запросто простить - в конце концов, все мы понимает, что в жанре предпраздничной киноромантике точки над i ставится не совсем в правильных местах, - при условии, если бы здесь витал дух новогодней сказки и легкого настроения. Но когда мобильники вырубаются в самый неподходящий момент; когда девушка, подобно черной кошке, не знает чего она на самом деле хочет; когда сильно мотивированный карьерист из Владивостока изо всех сил рвёт то самое место, чтоб чего добиться в Питере, а в финале терпит любовное фиаско и возвращается на Родину - это, простите, что за сказка? Новогодний фильм ужасов или триллер-драма "по мотивам"?