День 6: terraferma, цыпленок, альпы

Sep 06, 2011 17:44

На острове Лидо продолжается праздник кино. Вчера показали "Шпион, выйди вон!", который на самом деле называется "Лудильщик, портной, солдат и шпион", но не суть. Не буду вас занимать самым бесполезным занятием на свете, пересказом чужих кинорецензий, но если кратко - фильм критикам ну очень понравился, пишут, что Альфредсон со своим неформатным триллером не просто так оказался в рулетке элитарного венецианского кино. Фильм, само собой, обязательно будем смотреть. Во-первых, давно на широких экранах нам не показывали шпионские страсти с погонями, предательствами, обязательным разоблачением "кротов" в финале. Во-вторых, какой же там шикарный актерский состав - Олдман, Том Харди, Марк Стронг, Колин Фёрт, даже наша соотечественница Светлана Ходченкова. В-третьих, это кино от постановщика страшно красивой сказки про вампиров "Впусти меня", одного из лучшего фильма 2008 года. В российском прокате - с 24 ноября, думаю, не пропустим.

Другое дело - хорошие, иногда блестящие, порой даже гениальные фильмы из других стран. Они лишены необходимой поддержки крупных киностудий, в них не снимаются рентабельные голливудские актеры, даже победа в главном конкурсе престижного кинофестиваля не гарантирует безоблачную прокатную судьбу. Увы, много изумительно талантливых, завораживающих картин пролетают не заметно. Поэтому нужно следить за новинками, записывать что-то в блокнот и позже отлавливать на треккерах. Вот три фильма 68 Мостры, которые нельзя пропускать.

1. Terraferma Эмануэля Криалезе - это очень серьезная, глубокая итальянский драма про социальное расслоение, нелегальную иммиграцию, мучительные терзания искалеченной совести. Суть - конфликт человеческих законов с официальными международными; место действия -  небольшой вулканический островок Лампедуза в Средиземном море, который превратился в своего рода перевалочный пункт для убегающих из Африки иммигрантов.  И вот пока одни с надеждами на новую жизнь пытаются переселиться в Италию, плывут в переполненных шлюпках, другие - их ловят, мутузят и выбрасывают в море, а третьи, рискуя собственной свободой, пытаются помочь первым. Никаких политических высказываний, обвинений или пресловутой "чернухи" в картине нет - просто жизнь как она есть, люди в сложных ситуациях. Зрители устроили фильму десятиминутную овацию, все ладошки стерли в кровь.



2. "Цыпленок с черносливом" Маржан Сатрапи - добрая милая, но с привкусом горечи, сказка, после которой хочется выйти на улицу выкурить полпачки сигарет или напиться в дрова с незнакомцем. От авторов нашумевшего мультфильма "Персеполис". История: талантливый музыкант после поломки любимого музыкального инструмента сводит счеты с жизнью, нам расскажут о последней его неделе. Фильм при всей трагедии совершенно не амбициозный и несущественный, вызывающий светлые воспоминания об "Амели", где жизнь на экране тоже проходила как будто понарошку.  В главной роли - большой французский актер Матье Амальрик.





3. "Альпы" Гиоргоса (или Йоргоса) Латимоса (или Лантимоса - фамилию бедняги пишет всяк по-своему). Если вам нравится неоднозначное, сложное, вызывающее двоякие эмоции, кино - вам сюда. Мнения в критической среде разделились: пока одни с криками "греческая новая волна доставляет!" лепят пятерки, другие киноведы разводят руками, ставя твердые осиновые колы. Для наглядности приведу два отзывы.

Кичин (негативный): В кадре неловко мнется гимнастка, потом требует у тренера сменить эту музыку на попсу. Идут долгие препирательства и угрозы. Смешного мало - разве только тексты непроходимо глупые. Смысла в
споре тоже нет - для завязки, для интриги не годится. Эстетически необработанное изображение не вызывает иных эмоций, кроме уныния. <...> Говорят, «Альпы» - сатира. Восприятие любой сатиры, естественно, предполагает знание ее объекта.  Возможно, в Греции есть какие-то очень специфические проявления человеческих натур, или властных структур, или  общественных предрассудков. Но без знания таких фундаментов юмор, если он есть, не срабатывает - фильм смотрели в недоуменной тишине, иногда разрываемой взрывами гомерического хохота одинокого нервного баса.

Тасбулатова "Московские новости" (положительный): Греческие «Альпы» как раз такой фильм, онтологически точный и ясный,
снятый с виртуозным владением языком кино, к тому же на основе понимания (в отличие от Кроненберга) психоанализа. Сценарий «Альп» виртуозно балансирует на грани фарса и трагедии, злой иронии и щемящей жалости по отношению к своим персонажам. Лантимос уже прославился в качестве автора выдающейся картины «Клык», победно прошедшей по миру: новая его работа лишь подтверждает тот факт, что на карте киномира вновь появилась страна Греция <...>  Здесь смена «личины», за которой уже едва угадывается лицо, происходит все время: случай настолько сложный, что кроненбергевские Юнг с Фрейдом вряд ли бы справились. Это вам не разбушевавшуюся Найтли вязать веревками, с многозначительными ухмылками советуя другу не впадать в романы с пациентками…


Мостра-2011, греки, Венеция, лист ожидания, итальянцы, Амальрик

Previous post Next post
Up