Захлопнув за собой сквозную дверцу волшебства (о ГП в целом и частности)

Jul 17, 2011 10:11



10 лет эпопеи, 7 частей, 8 фильмов, общий бюджет саги свыше 1 млрд долларов, кассовые сборы во всем мире по самым скромным подсчетам достигают 8 млрд. Маркетологи-аналитики еще рассмотрят Гарри Поттера как «особый культурно-экономический феномен», но именно теперь окончательно становится понятен нечеловеческий размах всей затеи. Даже страшно представить, сколько времени прошло; люди, читавшие книги о приключениях юного волшебника в средних классах общеобразовательной школы, сейчас, видимо, учатся в институтах и в конце рабочей недели пойдут в кино. Поттеромания спустя десятилетие официально заканчивается: финальный эпизод ролинговского семикнижия в постановке Дэвида Йэтса выходит в прокат.

Сказать, что «Дары смерти ч2» стоит смотреть, было бы изрядным преувеличением. Конец истории известен, принципиально нового экранизация ничего не добавляет, ставшие знаменитостями чуть ли не с пеленок юные актеры, очевидно, переросли и отклонились от судеб своих выдуманных персонажей, а неуемное желание продюсеров «Уорнер Бразерс» нажиться напоследок кажется совершенным свинством. С другой стороны это как пропустить встречу старых друзей - вроде бы ситуация из категории «все те же на манеже», но смотришь на знакомые лица в сотый раз, как они что-то бормочут, шурудя ногами, и честно этому обстоятельству просто рад. Сюжет: в тщательно скрытом от человеческих глаз мире магии по-прежнему не спокойно; над школой волшебства Хогвартс оседает черное облако. Злой колдун Тот Чье Имя Нельзя Называть обретает могущество, а значит всему кирдык в ближайшем будущем. Министерство Магии бездействует, штаб Ордена Феникса разгромлен в сражениях с Пожирателями смерти. Лишь Гарри Поттер отчаянно сражается за мечты тех, кто давно сокрушённо сдался силам Зла, по последнему наставлению Дамблдора он ищет крестражи, осколки души Темного Лорда - уничтожив их, в теории можно победить.

Разумеется, те, кто не знаком с франшизой, в «Дарах смерти» мало что поймут. Ответственный за последние экранизации телевизионщик Дэвид Йэтс совершенно не париться с аудиторией, он, как известно, пошел по наихудшему пути - свел кино к подробному пересказу литературного источника. Фильм идет часа два, полтора из которых камера наблюдает за тем, как актеры на фоне красивых панорам зачитывают ничего не значащие кусочки из книги, по пять-шесть строчек, а потом происходит смена декораций… В перерывах между этими кусочками иногда громыхают спецэффекты, яркими искрами сверкают волшебные палочки - надо же как-то отрабатывать 250 млн бюджета. Однако вселенная оригинала сама по себе настолько хороша, что ее невозможно испортить даже занудой-режиссером. Причем успех Гарри Поттера - не в искусном рассказе, детективной интриге или в этом не существующем реально магическом мире, где есть квиддич, маглы, бар «Дырявый котел», etc, а главным образом в том, что извечная борьба добра со злом здесь разворачивается в унисон с драмой взросления ребенка.

Все менялось, когда подходил к концу очередной учебный год в Хогвартсе. Из жанра детской сказочки книги писательницы Дж. К. Ролинг переросли в мрачное фэнтези. Из безобидных семейных фильмов Коламбуса через подростковое видение Куарона кино про Гарри Поттера трансформировалось в готический триллер Дэвида Йэтса со смещенными акцентами. Как выяснится позже, Дамблдор не такой уж  хороший и «пушистый», а у противного преподавателя зельеварения Северуса Снегга были свои причины для вероломного предательства, свои оправдания. Если вдуматься, так оно и есть: в детстве легко разделять на белое и черное, в тошном болоте взрослой жизни - намного сложнее, поэтому остается разве что извлекать уроки. Ну а мораль саги довольно проста: «кем тебе быть - решать только тебе одному». Распределяющая шляпа лишь учтет твое желание.

сериалы, рецензии, сказки, фэнтези

Previous post Next post
Up