Интересно, почему пятый фильм Даррена Аронофски, «Черный лебедь», так подзадоривает толкователей-любителей в плане интерпретаций? Кто-то видит кино про девочку, некое социологическое наблюдение о том, как она взрослеет, вытаскивает из бездн одиночества свою сексуальность, пытается сделать первые шаги до женщины, задыхаясь в розовых плюшевых мишках и под гнетом материнской власти. Другие считаю, что маленькая хрупкая в балетных башмачках самоотречённо служит высокому искусству - фильм о том, как бросают личное счастье на алтарь нелегкой профессии. Третьи, самые оригинальные, выдвинули теорию о борьбе противоположностей в человеке. Поэтому никакого раздвоения личности у Нины не наблюдается, это свойственно каждому из нас, из нежности и насилия (белого и черного лебедя соответственно) состоим все мы. Но подобные версии - ложный путь.
«Лебедь» - это так называемый «paperback edition», дешевое бульварное произведение в мягкой обложке, принимающее форму то волшебной сказки, то мистического триллера с жанровыми элементами джалло-хоррора. Здесь нет подводных камней, глубоких смыслов или тонких аллюзий. Это просто красивое кино - изумительно сделанное, прекрасно сыгранное, визуально интригующее и утопающее в совершенно сумасшедшем плетение кадров. Режиссер Даррен Аронофски, к счастью, склонен больше к надрыву, чем к комментариям. Как и в предыдущих четырех фильмах («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер»), он взрывает экран, устраивает катарсис, хочет взять зрителя голыми руками за шкибон, чтобы хорошенько встряхнуть, а не донести ему некую важную мысль. «Лебедь» начнется со слов «мне снился странный сон», а закончится фразой «я была превосходна» - и после падения занавеса, как и любая другая мистификация, оставит ощущения поверхностного трепа ни о чем. Что это сейчас было? Какие балерины? Какие лебеди? Да вы издеваетесь, чёрт возьми? Но это ведь не значит, что фильм плохой. Тем более что он великолепный.