По итогам Каннского феста напоследок хочется сказать следующее:
а) «Самая мощная программа за бог знает сколько лет» оказалась в итоге всего лишь приятным анонсом. Канн-2009 вообще планировался как что-то всеобъемлющее, тотально грандиозное и совершенно упоительное - мол, покажут за 2 недели лучшие образцы кинематографического совершенства и многие не переживут того самого синефильского «ах!». Но все это, впрочем, могло также с легкость обернуться и крахом, годом позорного ухода из кинопроцесса всех главных auters 90-х (что было бы по крайней мере драматично, согласитесь). Любой из этих событий мне казался невероятно значимым; пожалуй - определяющим. А сейчас я с прискорбием вынужден констатировать, что не случилось ни того, ни другого. Тарантино отделался элементарной елочной игрушкой, Альмодовар - очередной акварелькой, фон Триер, хоть крупно сел в лужу, но это не повод схватиться за голову и делать какие-то поспешные выводы.
б) Жюри под председательством веснушчатой Изабель Юппер так и не удалось скрыть свою садистскую сущность. Как результат, в этом году победили подпольный китайский фильм про геев, малолитражка про первый сексуальный опыт 17-летней девочки, азиатский винегрет про священника-вампира, филиппинские два часа про расчленение трупа, драма про тюрьму и ч.б лента про загадочные убийства в немецкой деревушке. Канн захлебнулся буквально-таки в сексе и крови.
в) Француз Ален Рене, который 22 года рождения, должен был забирать все призы, но наверху наверное посчитали, что он слишком старенький, через год (а то и меньше, как бы это цинично сейчас не прозвучало) умрет и его победа не даст фестивалю никаких дивидендов. Поэтому предпочли неторопливому гению плодовитого классика с мрачно хрестоматийной физиономией. А гению дали почетный приз.
г) Альмодовар, Лоуч, Цай, Койшет, То, Ли, Ноэ уехали из Канн с пустыми руками.
г) Хочется похвастаться своим прогнозом, все-таки угадал 5 номинаций из 7, но увы вряд ли получиться - это, кажется, первый за последнее время случай, когда награды разлетелись в точности, как предполагалось. Складывается стойкое ощущение, что победа Ханеке была логичной, очевиднейшей, самой читаемой за пятилетку, даже с румынами в 2007 не было так легко. Этот седовласый моралист из Австрии для Канн стал чем-то вроде Иствуда для американского кино - носитель высшей мудрости, продолжатель традиций, крупная фигура, человек, внесший неоценимый вклад. К тому же новый фильм, как пишут, и правда довольно-таки мощный.
д) «Весенняя Лихорадка», Fish Tank, Kinatay - это преимущественно стилеобразующие хроникерские съемки, темный экран, непрофессиональные актеры, бегающее изображение. Судя по таким победителям, ближайший год кинематограф точно не увязнет в гламуре, «догма» съест реальность, а дрожащая камера года два не будет выходить из моды. Синема, мать его, верите.
е) 64-ый Каннский фестиваль ломился от разносолов, цветов и питья. Поэтому пару слов о проблесках красоты. Самая громкая премьера случилась у Тарантино. Девушка фестиваля -
Ася Ардженто, которая третий год подряд монополизировала sexual display. Лучшее платье - Анжелина Джоли, лучший образ -
Рейчел Вайс. Плюс, специальная номинация:
«косичка фестиваля» - Дайан Крюгер.
ж) Ну и в качестве итога - хороший все-таки был фест, интересный. Надеюсь, посмотреть хотя бы половину конкурсной программы и что-нибудь захватить из «особого».Хочется, конечно, верить, что в следующем году будет круче. И что самые большие толпы фотографов будут собирать действительно талантливые кинематографисты, а не бледный (как в этом году) парниша из «Сумерек», который с аукциона в Каннах, в целях благотворительности,
продал свой поцелуй за 20000$. Но, как говорят все те же французы, скорее у курицы вырастут зубы.
На этом… всё. На снимке - счастливый Одияр.