Другой ракурс - другое кино

Apr 24, 2009 00:40

Знаю, что эстетика фильмов Иньярриту раздражает многих по вполне понятным причинам, наверное, он и правда как режиссер немного пошляк и что ни на есть хитрая прощелыга. Переплетение судеб, внутренние связи, сюжетная мозаика - тьфу, если вдуматься. Да и что за дурацкая манера - впрыскивать в мексиканский дамский сериал гуманистические идеалы, изображать глобализацию или там играть в пророка? «Сука-любовь», наверное, казалась приличным фильмом исключительно за счет не примелькавшихся лиц, картина «21 грамм» как-то ловко держалась на краю, а вот уже на «Вавилоне» хотелось реально встать и настучать по голове Алехандро. Потому что, в самом деле, какой к черту седой Брэд Питт и Кейт Бланшетт с лицом промокашкой? Помню, как долго злился на фильм, пока не встретил в сети альтернативное прочтение от неизвестного юзера, после чего поменял мнение о картине (из кошмарного кино перенес в категорию нормальное). С тех пор воспринимаю «Вавилон» по-другому - это лента не о том, как Господь якобы смешал языки и люди перестали понимать друг друга. Она - о следующих вещах (цитирую юзера):  

Мне кажется, что все жалуются на предсказуемость фильма, считая, что главное в этом фильме - переплетение несколькоих человеческих историй. А я вот думаю, что режиссер использовал этот прием лишь как примитивную затравку, чтобы показать и сказать совсем другое. Фильм Иньяриту - О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГЛУПОСТИ и о том, как глупость отдельных людей губит мир и каждого человека конкретно. ВСЕ персонажи этого фильма, отчасти кроме японской девушки, изначально совершают глупые поступки:

1) отец дает своим малолетним сыновьям опасную игрушку - винтовку;
2) американская пара, испугавшись смерти своего новорожденного ребенка, уезжает черт знает куда, оставив своих детей, вместо того, чтобы поддержать их;
3) ранее сам Питт, испугавшись смерти младенца, куда-то "сбежал";
4) юная японка, неосознанно страдающая от посттравматического синдрома, совершает "недотраханные глупости";
5) ее отец не находит с ней общего языка и боится сблизится с дочерью в трудную минуту (что совершенно типично для изолированного японского общества);
6) мексиканская няня всё-таки решает взять вверенных ей детей с собой на свадьбу;
7) ее племянник пьяный садится за руль, решает поиграть в ковбоя и уматывает от полиции, бросая няню и детей в пустыне;
8) сын отпускает свою мать со свадьбы, за этим следуют очередные глупости испуганной няни;
9) глупость американского правительства, решившего, что в Морокко произошел террористический акт, из-за чего долго не высылают морокканскую скорую и
героиня Кейт Бланшетт может банально потерять руку из-за гангрены;
10) отец и сыновья убегают от полиции и ввязываются в перестрелку, которая заканчивается гибелью старшего сына.

Все эти люди по ходу фильма, переплетаясь своими судьбами, возводят одну Вавилонскую башню, башню человечеческой глупости и тщеславия. Символ этой башни - небоскреб, на самой вершине которого живут герои японского сегмента фильма. И только юной японке, которая первой добирается до вершины башни, удается остановить ее строительство, отказавшись впредь совершать глупости. Думаю, можно предположить, что она написала в последней записке полицейскому (там слишком много текста для простого объяснения в любви) - я уверен, что она осознала происходящее с ней и решила больше не сходить с ума. Возможно, в этом ей помог сам полицейский - самый здравый герой фильма, в глазах которого - понимание, схожая тоска и грусть, качества, объединяющие его с японкой.

Так что, примитивизм переплетений судеб героев фильма - это примитивизм каждодневной жизни людей, а еще это показатель того, как просто совершать глупости и как непросто однажды перестать это делать. Только хозяин Вавилонской башни, тот, кто видит ее целиком даже не осознавая того, возможно, сумеет остановиться. Всем остальным удастся перестать совершать глупости, лишь отойдя на расстояние и увидев полную картину своей жизни (но это, конечно, почти всегда невозможно и поэтому они обречены).



Иньярриту, киновзгляд

Previous post Next post
Up