Высше-образовательные международные вопросы

Jul 21, 2010 17:08


Разговорились на днях с молодыми ребятами (немцы, инженеры авоматизации и программисты) об образовании.

Надо сказать, все собеседники - выходцы из Баварии, славящейся своей самой жёсткой, но в то же время - и самой уважаемой по отношению к полученным дипломам системой образования. Жёсткости начинаются с самого первого школьного класса и идут вплоть до выпуска из ВУЗа.

Так вот, когда я в беседе, между шуток и воспоминаний о студенческой жизни, случайно упомянул, что у нас в универе на специальности промышленной автоматизации был курс психологии и социологии (экзамен по первому и зачёт по второму), народ изумлённо притих, опешил даже можно сказать, и лишь спустя несколько секунд никогда не лезущий за словом в карман сосед разрядил ситуацию вопросом: "Гм, дык, может у вас ещё и чего-то медицинское было-то?!". Отшучивался я уже байками про роботов-хирургов переделанных в армию самоходных балалаечников.

Но в чём дело: насколько удалось узнать, в Германии в высшем образовании доминирует чёткая специализация.

НО. "Чёткая" - совсем не означает "узкая", отнюдь! Специалист обычно очень сильно подкован в куче смежных областей: например, автоматизаторы чётко знают пару языков программирования, лично могут уверенно и набито паять, обжимать, настраивать сигнальные и силовые коммуникации, отлично знают теорию и практику силовой электроники (а это не только структура множества полупроводниковых элементов, но и их типовые, порою весьма сложные схемы), разбираются в практике радиопомех от работающих силовых устройств и коммуникаций и т.д.

Да, в реальности и каждом конкретном случае всё это может колебаться, но общий уровень - довольно натасканный теоретик и практик.

Нам же, например, некоторые математические методы сокращали в угоду плохо преподаваемой психологии. Хотя кафедра матметодов и несколько преподавателей - очень мощны в теории и практических прикладных применениях.

Точно знаю, что немцы-экономисты (факультет, где учился Людвиг Эрхард, фактический автор "немецкого экономического чуда" 60-ых годов прошлого века) тоже не изучают ни капли психологии или социологии.

Но при этом в баварских ВУЗах после первой сессии отсеивается до 40% поступивших. До диплома (сейчас - магистерского) доходит от силы пятая часть зачисленных на первый курс. Да, потом с таким дипломом дороги открыты везде, но сложности заставляют многих УЖЕ в последних классах школы переводиться на учёбу в школы других земель, чтобы получить высокие оценки в аттестате и облегчить себе поступление в ВУЗ. По этим же соображениям немало молодёжи предпочитает после бакалаврата в Баварии переводиться на магистратуру куда-то в другие земли, либо же вовсе - полностью получать "вышку" за баварскими пределами.

Как всегда: истина и практика находятся где-то между рассуждениями о высокой пунктуальности (которая, оказывается, достигается в том числе и жёсткостью требований) и мыслями о необходимости широчайшего кругозора в высшем образовании (которые на практике претворяются в напихивании ненужной фигни в учебную программу в ущерб порою очень важным вещам).

P.S. Впервые чётко осознанную благодарность школьной учительнице математики, тщательно натаскивавшей нас в предмете порою с жёсткой (не жестокой) пунктуальностью, во всей полноте где-то на втором курсе, когда стало очевидным, какой отличный фундамент она заложила. Некоторые одноклассники, как тогда же выяснилось, испытывали очень похожие чувства.

И с каждым годом всё глубже понимаю этот педагогический талант. Валентина Михайловна, вряд ли вы читаете, но - ОГРОМНОЕ СПАСИБО! :)

раздумья, техника, образование

Previous post Next post
Up